В период с 1905 по 1908 год Петров-Водкин совершил ряд заграничных поездок, из которых вернулся в Россию уже сложившимся мастером. 1910-е годы – время, когда художник овладел всем разнообразием жанров, работая как в живописи, так и в графике. Портрет стал его особенным увлечением.
В 1906 году Петров-Водкин на несколько лет уехал в Париж, где получил представление не только о европейском, но и об азиатском искусстве. Художника увлекли работы японского гравера Китагава Утамаро, который в своем творчестве использовал прием «большие головы». Петров-Водкин считал, что такой метод может придать изображению монументальность, а также избавить его от ненужных деталей.
На обороте рисунка написано, что это второй вариант большого живописного полотна
«Мать», законченного Петровым-Водкиным в 1913 году. Картина, как и этот этюд к ней с изображением женской головы, хранится в собрании Третьяковской галереи.