Лист из графического цикла «Библейские эскизы», над которым Александр Иванов работал в последнее десятилетие своей жизни. По замыслу художника эскизы предназначались для будущего воплощения их в настенных росписях особого общественного здания, не церкви. Главная тема росписей – жизнь и деяния Христа. Евангельские сюжеты должны были занимать центральные поля каждой стены. Вокруг планировались близкие по смыслу изображения ветхозаветных, исторических и мифологических сцен, а также библейские тексты. Композиции складывались в сложную систему параллелей, взаимосвязей и сопоставлений.
Эскиз стенной росписи «Речи Христа о втором пришествии» объединил сцены, иллюстрирующие пророчества Иисуса Христа о грядущем его втором пришествии и Страшном суде в конце существования земного мира.
В беседах с учениками Христос предсказал разрушение Иерусалимского храма и всего города, назвал признаки приближения его нового прихода – появление лжепророков, выдающих себя за Христа; великие бедствия – войны, голод, болезни, землетрясения; распространение евангельской проповеди по миру, но оскудение веры и любви во многих людях в результате беззаконий. Этим событиям посвящена первая из пяти главных сцен стенной росписи – «Разрушенный Иерусалим». Ее должны были окружать сюжеты предвестий второго пришествия Христа.
Когда в мире настанет сильнейшее развитие зла, Сын Человеческий со своими ангелами явится для исполнения божественного суда. Пришествие его будет видимо для всех на земле. Он явится на облаках в силе и славе и пошлет ангелов с трубами, чтобы собрать избранных. Это пророчество Христа иллюстрирует вторая главная сцена росписи «Пришествие Сына Человеческого. Ангелы трубят сбор избранным».
Когда придет Сын Человеческий, он сядет на престоле и призовет все народы, чтобы отделить праведников от грешников. Первых ждет вечное блаженство, вторые обречены на вечные муки. О Страшном суде рассказывает третья главная сцена композиции.
С пришествием Христа все мертвые воскреснут. Каждому человеку будет определена участь по его делам, словам и помыслам. Об этом повествуют четвертая и пятая главные сцены: «Пришествие Сына Божия, воскрешающего мертвых» и «Суд по воскрешении».
Между второй и третьей главными сценами художник собирался проиллюстрировать четыре притчи Христа – о воре, о верном и злом рабе, о десяти девах, о талантах. Этими притчами Христос подкреплял свой призыв «Бодрствуйте!» День и час второго пришествия неизвестен, люди должны быть готовы в любое время предстать перед Богом и понести ответ на Страшном суде.
В верхней части стены предполагались ветхозаветные сюжеты «Видения Даниила» и «Сон Навуходоносора» – древние пророчества о судьбах мира и установлении вечного Царства Божия.