Члены семей Крамских, Боткиных и Третьяковых были связаны дружескими отношениями, их судьбы переплетены. Изображенный на портрете Сергей Сергеевич Боткин (1859–1910) был сыном выдающегося врача С.П. Боткина, хорошего знакомого Ивана Крамского, к которому художник обращался за консультациями и лечением. Сергей Сергеевич пошел по пути отца и достиг признания как ученый и медик. Он с увлечением занимался коллекционированием, активно участвовал в современной художественной жизни и, по словам литературного деятеля В.В. Розанова, был душою и «своим человеком» в художественных кружках Петербурга, особенно в молодом объединении «Мир искусства».
В начале 1880-х Сергей Сергеевич был помолвлен с дочерью Крамского Софьей. О тех далеких днях и обстоятельствах создания портрета оставила воспоминания старшая дочь Павла Михайловича Третьякова Вера Павловна Зилоти: «Иван Николаевич написал портреты почти парные, Сергея Сергеевича и Сони <…> Когда Соне показалось, что она “ошиблась” и Иван Николаевич помог ей разойтись с Сергеем Сергеевичем, портрет Сергея Сергеевича ушел в дом Боткиных, а Сонин остался висеть в мастерской Ивана Николаевича...» Через некоторое время Сергей Боткин женился на второй дочери Третьякова Александре, которая после смерти основателя галереи вошла в Совет Третьяковской галереи и принимала участие в организационной и собирательской деятельности музея.
Созданный Крамским в 1882 году портрет долгое время находился в семье Боткиных и в 1971 году был приобретен Третьяковской галереей у старшей дочери Сергея Боткина Александры Хохловой, актрисы немого кино, кинорежиссера и педагога. Произведение лаконично по выбору живописных средств, композиционному решению, лишено деталей. Привлекающее свежестью и красотой молодости лицо юноши контрастирует с окружающим сумраком фона. Сдержанный колорит, построенный на преобладании темно-серых, черных и красно-коричневых тонов, вторит образу спокойного, но решительного и самодостаточного человека. «Истинно прекрасный и добрый русский человек», – вспоминали позднее о нем друзья, и, кажется, таким же Крамской запечатлел Сергея Боткина еще в самом начале его жизненного пути.
Кисти Ивана Крамского принадлежат портреты отца Сергея Сергеевича, врача Сергея Петровича Боткина (
«Портрет С.П. Боткина», 1881) и жены его родного брата Дмитрия Петровича Боткина, коллекционера и купца, совладельца чаеторговой фирмы «Пётр Боткин и сыновья» (
«Портрет С.С. Боткиной», 1879).
В Третьяковской галерее также находятся портреты членов семьи Сергея Боткина, созданные именитыми мастерами. Пастельный портрет его супруги, второй дочери Третьякова Александры Павловны Боткиной, исполнил Илья Репин (
«Портрет А.П. Боткиной», 1901), Валентину Серову принадлежит рисунок дочерей Сергея и Александры Боткиных (
«Портрет детей Боткиных», 1900), портреты их старшей дочери Александры писали Филипп Малявин (
«Портрет Александры Сергеевны Боткиной в детстве», 1902) и Аристарх Лентулов (
«Портрет А.С. Хохловой», 1919).