Портрет женщины в повойнике
Патрон шедевра
Тропинин Василий (1780-1857)
Портрет женщины в повойнике
1820-е
Размер - 47,5 x 34,8
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.6277
Поступило из Государственной Цветковской галереи. 1925
Традиционно, со слов И.Е. Цветкова, считалось, что на портрете изображена мать художника. Исследователь А.М. Амшинская высказала предположение, что моделью была А.И. Тропинина, жена художника (1781–1855), которой в начале 1820-х было больше сорока лет, что соответствует возрасту изображенной. Подтверждением этой версии может служить результат проведенного в 1975 году комплексного исследования, выявившего, что этюд был переписан и первоначально на нем была изображена А.И. Тропинина в молодости.
1820-е годы внесли изменения в жизнь В.А. Тропинина. В 1821-м он вернулся в Москву после работы в течение ряда лет на Украине. В 1823-м художник получил от графа И.И. Моркова освобождение от крепостной зависимости. В этом же году Тропинину было присвоено звание «назначенного» в академики за работы «Портрет Е.О. Скотникова», «Кружевница» (обе – Третьяковская галерея) и «Старик нищий» (Государственный Русский музей). В 1824 году мастер был удостоен звания академика живописи.
Искусство Тропинина 1820-х годов отличается зрелостью, ясностью поставленных задач, уверенностью сложившегося живописного метода. Никто до него не выразил с такой определенностью новое отношение к женщине – не только как к «изящному украшению жизни», но и как к матери, жене, хозяйке, помощнице мужу. Тропинин одним из первых художников увидел и оценил человеческое достоинство русской женщины из народа.
Строгий погрудный портрет написан с большой любовью. Несмотря на нейтральный фон и приглушенную коричневато-оливковую гамму, он не воспринимается сухим и скучным благодаря живо переданному лицу пожилой женщины. На портрете мы видим умиротворенного человека, пронесшего ясное восприятие мира, прямой и цельный характер сквозь тяжкие испытания жизни. В мягкой улыбке отражены душевное тепло, женственность. Всему образу свойственны обаятельная простота и скромность. Подобными аналогиями в творчестве Тропинина служат произведения из собрания Третьяковской галереи: «Портрет неизвестной в кружевном чепце» (1821) и «Автопортрет» (1820-е).
Картина принадлежит к числу произведений художника, в которых особенно сильно выразилось его стремление ко всё большей правдивости и индивидуализации. Тропинин стоял у истоков целого самостоятельного направления в русском искусстве, связанного с внимательным, серьезным анализом народного характера. Это направление получило развитие во второй половине ХIХ века в творчестве передвижников.