Иванов Александр (1806-1858)
Рождество Христа (по Евангелию от Луки). Эскиз росписи стены
Конец 1840-х – 1858
Размер - 58,2 x 44,3
Материал - бумага
Техника - акварель, графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.8468
Поступило из Государственного Румянцевского музея. 1927
Лист из графического цикла «Библейские эскизы», над которым Александр Иванов работал последнее десятилетие своей жизни. По замыслу художника, эскизы предназначались для будущего воплощения их в настенных росписях особого общественного здания, не церкви. Главная тема росписей – жизнь и деяния Христа. Евангельские сюжеты должны были занимать центральные поля каждой стены. Вокруг планировались близкие по смыслу изображения ветхозаветных, исторических и мифологических сцен, а также библейские тексты. Композиции складывались в сложную систему параллелей, взаимосвязей и сопоставлений.
В стенной росписи «Рождество Христа (по Евангелию от Луки)» предполагалось два главных сюжета – «Явление ангела, возвещающего пастухам о рождении Христа» и «Славословие пастухов». Эти большие композиции расположены в средней части эскиза, одна под другой. Они посвящены событиям, произошедшим сразу вслед за рождением в Вифлееме у Девы Марии младенца Иисуса Христа. Главные сюжеты дополнены предысторией: в самом верху планировались сцены «Иосиф записывается с Марией», «Иосиф и Мария, получающие отказ в ночлеге». В нижней части росписи должна была разместиться композиция «Сретение», иллюстрирующая момент встречи младенца Иисуса праведным старцем Симеоном и пророчицей Анной в Иерусалимском храме.
Евангельским сюжетам сопоставлены сюжеты из Ветхого Завета. Слева и справа от сцены «Явление ангела, возвещающего пастухам о рождении Христа» находятся наброски «Явление Бога Моисею в пустыне (Моисей замечает купину)» и «Призвание Давида на царство: Давид перед Самуилом». Явившийся в терновом кусте Бог объявляет Моисею, что ему назначено стать спасителем своего народа и вывести его из Египта. Самуилу Бог говорит, что именно Давид, младший из сыновей Иессея, должен стать царем.
Эти сюжеты включены в роспись как близкие по смыслу возвещения о появлении в мире спасителя (Моисея) и царя (Давида). И Моисей, и Давид – ветхозаветные прообразы Иисуса Христа.
Со сценой «Славословие пастухов» сопоставлены композиции – вверху: «Фараон просит Моисея и Аарона вывести еврейский народ из Египта» и слева: «Иосиф рассказывает сны братьям». Они близки по смыслу центральному сюжету. «Фараон просит Моисея и Аарона вывести еврейский народ из Египта» – это рассказ о проявлении Богом своей власти, показывающей людям, что именно он – всемогущий Бог. Евангельская сцена «Славословие пастухов» – тоже рассказ о том, как Бог являет свое могущество: посылает на землю Спасителя. В сцене «Иосиф рассказывает сны братьям» Иосиф, которому предназначено стать спасителем и властителем своего народа, рассматривается художником как прообраз Иисуса Христа.
На боковых полях росписи Иванов предполагал композиции на сюжеты древних легенд. В сценах «Пастух приносит маленького Кира своей жене» и «Пастух приносит маленьких Ромула и Рема своей жене» художник видел аналогии с детством Христа. Кир, персидский царь, основатель первой Персидской империи, и Ромул, основатель Рима, так же, как и Христос, в младенчестве избегли грозившей им гибели и были воспитаны в семьях обычных людей – простых пастухов. Композиция «Пещера Юпитера» иллюстрировала легенду о том, что будущий верховный бог древних римлян родился в пещере. Она сопоставлялась со сценой «Славословие пастухов», где на дальнем плане изображен тот самый загон для скота, где родился Иисус. По преданию, он был устроен в пещере близ Вифлеема.