Лист из графического цикла «Библейские эскизы», над которым Александр Иванов работал последнее десятилетие своей жизни. По замыслу художника, эскизы предназначались для будущего воплощения их в настенных росписях особого общественного здания, не церкви. Главная тема росписей – жизнь и деяния Христа. Евангельские сюжеты должны были занимать центральные поля каждой стены. Вокруг планировались близкие по смыслу изображения ветхозаветных, исторических и мифологических сцен, а также библейские тексты. Композиции складывались в сложную систему параллелей, взаимосвязей и сопоставлений.
В стенной росписи «Рождество Христа (по Евангелию от Луки)» предполагалось два главных сюжета – «Явление ангела, возвещающего пастухам о рождении Христа» и «Славословие пастухов». Эти большие композиции расположены в средней части эскиза, одна под другой. Они посвящены событиям, произошедшим сразу вслед за рождением в Вифлееме у Девы Марии младенца Иисуса Христа. Главные сюжеты дополнены предысторией: в самом верху планировались сцены «Иосиф записывается с Марией», «Иосиф и Мария, получающие отказ в ночлеге». В нижней части росписи должна была разместиться композиция «Сретение», иллюстрирующая момент встречи младенца Иисуса праведным старцем Симеоном и пророчицей Анной в Иерусалимском храме.
Евангельским сюжетам сопоставлены сюжеты из Ветхого Завета. Слева и справа от сцены «Явление ангела, возвещающего пастухам о рождении Христа» находятся наброски «Явление Бога Моисею в пустыне (Моисей замечает купину)» и «Призвание Давида на царство: Давид перед Самуилом». Явившийся в терновом кусте Бог объявляет Моисею, что ему назначено стать спасителем своего народа и вывести его из Египта. Самуилу Бог говорит, что именно Давид, младший из сыновей Иессея, должен стать царем.
Эти сюжеты включены в роспись как близкие по смыслу возвещения о появлении в мире спасителя (Моисея) и царя (Давида). И Моисей, и Давид – ветхозаветные прообразы Иисуса Христа.
Со сценой «Славословие пастухов» сопоставлены композиции – вверху: «Фараон просит Моисея и Аарона вывести еврейский народ из Египта» и слева: «Иосиф рассказывает сны братьям». Они близки по смыслу центральному сюжету. «Фараон просит Моисея и Аарона вывести еврейский народ из Египта» – это рассказ о проявлении Богом своей власти, показывающей людям, что именно он – всемогущий Бог. Евангельская сцена «Славословие пастухов» – тоже рассказ о том, как Бог являет свое могущество: посылает на землю Спасителя. В сцене «Иосиф рассказывает сны братьям» Иосиф, которому предназначено стать спасителем и властителем своего народа, рассматривается художником как прообраз Иисуса Христа.
На боковых полях росписи Иванов предполагал композиции на сюжеты древних легенд. В сценах «Пастух приносит маленького Кира своей жене» и «Пастух приносит маленьких Ромула и Рема своей жене» художник видел аналогии с детством Христа. Кир, персидский царь, основатель первой Персидской империи, и Ромул, основатель Рима, так же, как и Христос, в младенчестве избегли грозившей им гибели и были воспитаны в семьях обычных людей – простых пастухов. Композиция «Пещера Юпитера» иллюстрировала легенду о том, что будущий верховный бог древних римлян родился в пещере. Она сопоставлялась со сценой «Славословие пастухов», где на дальнем плане изображен тот самый загон для скота, где родился Иисус. По преданию, он был устроен в пещере близ Вифлеема.