Иванов Александр (1806-1858)
Благовестие о зачатии Мессии. Эскиз росписи стены
Конец 1840-х – 1858
Размер - 44,5 x 59,3
Материал - бумага
Техника - акварель, итальянский карандаш
Инвентарный номер - Инв.8509
Поступило из Государственного Румянцевского музея. 1927
Лист из графического цикла «Библейские эскизы», над которым Александр Иванов работал последнее десятилетие своей жизни. По замыслу художника, эскизы предназначались для будущего воплощения их в настенных росписях особого общественного здания, не церкви. Главная тема росписей – жизнь и деяния Христа. Евангельские сюжеты должны были занимать центральные поля каждой стены. Вокруг планировались близкие по смыслу изображения ветхозаветных, исторических и мифологических сцен, а также библейские тексты. Композиции складывались в сложную систему параллелей, взаимосвязей и сопоставлений.
Задуманная стенная роспись «Благовестие о зачатии Мессии» посвящена вести о грядущем рождении Иисуса Христа от Девы Марии. Об этой вести рассказывают две большие центральные композиции на евангельские сюжеты «Сон Иосифа» и «Благовещение». С ними сопоставлены расположенные вверху три сцены, повествующие о рождении Исаака – ветхозаветного прообраза Христа: «Бог обещает Аврааму потомство», «Три странника возвещают Аврааму о рождении Исаака» и «Сарра, кормящая грудью Исаака». Они последовательно изображают важные моменты – обещание его рождения, возвещение о его рождении и совершившееся рождение. Ниже расположена композиция «Явление Бога, возвещающего отцу о рождении Моисея» – еще одна смысловая параллель центральным сюжетам, посвященная вести о рождении другого ветхозаветного прообраза Христа – Моисея, спасителя еврейского народа от египетского ига.
Под евангельскими сценами – второй раз включенная в роспись композиция «Три странника возвещают Аврааму о рождении Исаака» и рядом – «Явление ангела, возвещающего жене Маноя о рождении Самсона». Обе сцены сопоставлены с центральными как близкие по ситуации и смыслу. Они изображают явления вестников Бога, возвещающих о рождении двух ветхозаветных прообразов Христа – Исаака и Самсона.
В нижней части листа – большая композиция «Пророк Исаия с сыном перед царем Ахазом». Ее сюжет – древнее пророчество о рождении Мессии от девы, то самое, которое исполняется грядущим рождением Иисуса Христа.
На боковых полях листа находятся наброски на сюжеты древних легенд и мифов: «Зачатие Геркулеса», «Олимпия и Зевс в виде крылатого дракона (Зачатие Александра Македонского)», «Зачатие Ромула и Рема», «Леда и Лебедь (Зачатие Кастора и Полукса)». Все эти сюжеты – о зачатиях, совершившихся с участием богов, в результате которых родились герои, люди, сыгравшие важную роль в истории человечества.
Иванов рассматривал подобные сюжеты как возможные параллели истории рождения Христа, однако в дальнейшем, по-видимому, решил от них отказаться. Как свидетельствуют заметки художника, он стремился избежать «соблазнительной» или «комической сцены», чтобы не нарушить глубоко серьезный тон изобразительного повествования, предлагаемого посетителям будущего здания с росписями.