Лист из графического цикла «Библейские эскизы», над которым Александр Иванов работал последнее десятилетие своей жизни. По замыслу художника, эскизы предназначались для будущего воплощения их в настенных росписях особого общественного здания, не церкви. Главная тема росписей – жизнь и деяния Христа. Евангельские сюжеты должны были занимать центральные поля каждой стены. Вокруг планировались близкие по смыслу изображения ветхозаветных, исторических и мифологических сцен, а также библейские тексты. Композиции складывались в сложную систему параллелей, взаимосвязей и сопоставлений.
Задуманная стенная роспись «Благовестие о зачатии Мессии» посвящена вести о грядущем рождении Иисуса Христа от Девы Марии. Об этой вести рассказывают две большие центральные композиции на евангельские сюжеты «Сон Иосифа» и «Благовещение». С ними сопоставлены расположенные вверху три сцены, повествующие о рождении Исаака – ветхозаветного прообраза Христа: «Бог обещает Аврааму потомство», «Три странника возвещают Аврааму о рождении Исаака» и «Сарра, кормящая грудью Исаака». Они последовательно изображают важные моменты – обещание его рождения, возвещение о его рождении и совершившееся рождение. Ниже расположена композиция «Явление Бога, возвещающего отцу о рождении Моисея» – еще одна смысловая параллель центральным сюжетам, посвященная вести о рождении другого ветхозаветного прообраза Христа – Моисея, спасителя еврейского народа от египетского ига.
Под евангельскими сценами – второй раз включенная в роспись композиция «Три странника возвещают Аврааму о рождении Исаака» и рядом – «Явление ангела, возвещающего жене Маноя о рождении Самсона». Обе сцены сопоставлены с центральными как близкие по ситуации и смыслу. Они изображают явления вестников Бога, возвещающих о рождении двух ветхозаветных прообразов Христа – Исаака и Самсона.
В нижней части листа – большая композиция «Пророк Исаия с сыном перед царем Ахазом». Ее сюжет – древнее пророчество о рождении Мессии от девы, то самое, которое исполняется грядущим рождением Иисуса Христа.
На боковых полях листа находятся наброски на сюжеты древних легенд и мифов: «Зачатие Геркулеса», «Олимпия и Зевс в виде крылатого дракона (Зачатие Александра Македонского)», «Зачатие Ромула и Рема», «Леда и Лебедь (Зачатие Кастора и Полукса)». Все эти сюжеты – о зачатиях, совершившихся с участием богов, в результате которых родились герои, люди, сыгравшие важную роль в истории человечества.
Иванов рассматривал подобные сюжеты как возможные параллели истории рождения Христа, однако в дальнейшем, по-видимому, решил от них отказаться. Как свидетельствуют заметки художника, он стремился избежать «соблазнительной» или «комической сцены», чтобы не нарушить глубоко серьезный тон изобразительного повествования, предлагаемого посетителям будущего здания с росписями.