Иванов Александр (1806-1858)
Умерший, брошенный в гроб пророка Елисея, воскресает. Пророк Илия воскрешает сына сарептской вдовы
Конец 1840-х - 1858
Размер - 29,5 x 23,9
Материал - бумага серая
Техника - акварель, графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.8506
Поступило из Государственного Румянцевского музея. 1927
Лист из графического цикла «Библейские эскизы», над которым Александр Иванов работал в последнее десятилетие своей жизни. По замыслу художника, эскизы предназначались для будущего воплощения их в настенных росписях особого общественного здания, не церкви. Главная тема росписей – жизнь и деяния Христа. Евангельские сюжеты должны были занимать центральные поля каждой стены. Вокруг планировались близкие по смыслу изображения ветхозаветных, исторических и мифологических сцен, а также библейские тексты. Композиции складывались в сложную систему параллелей, взаимосвязей и сопоставлений.
Сюжеты из Ветхого Завета «Умерший, брошенный в гроб пророка Елисея, воскресает» и «Пророк Илия воскрешает сына сарептской вдовы» задумывались Ивановым как параллели сценам воскрешений, совершенных Иисусом Христом. Пророк Елисей совершил чудо и спустя год после своей смерти. Мимо пещеры, где был погребен пророк, несли умершего. В это время в город вступили полчища неприятелей – моавитян. Увидев это, погребавшие поспешно бросили тело умершего человека в пещеру с гробом Елисея. Как только он при падении коснулся костей пророка, тотчас ожил и встал на ноги.
Пророк Илия воскрешает умершего сына женщины из финикийского города Сарепта, в доме которой по велению Бога он нашел кров во время засухи. Художник изобразил момент, когда, взяв ребенка у матери, Илия принес его в горницу, где жил, положил на свою постель и воззвал к Богу, надеясь воскресить мальчика. К ребенку возвратилась жизнь.