Иванов Александр (1806-1858)
Благовестие о рождении Иоанна Крестителя. Эскиз росписи стены
Конец 1840-х – 1858
Размер - 58,7 x 44,7
Материал - бумага
Техника - акварель, графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.8511
Поступило из Государственного Румянцевского музея. 1927
Лист из графического цикла «Библейские эскизы», над которым Александр Иванов работал последнее десятилетие своей жизни. По замыслу художника, эскизы предназначались для будущего воплощения их в настенных росписях особого общественного здания, не церкви. Главная тема росписей – жизнь и деяния Христа. Евангельские сюжеты должны были занимать центральные поля каждой стены. Вокруг планировались близкие по смыслу изображения ветхозаветных, исторических и мифологических сцен, а также библейские тексты. Композиции складывались в сложную систему параллелей, взаимосвязей и сопоставлений.
Задуманная роспись стены посвящена предсказанию рождения Иоанна Крестителя, которому предназначено стать предтечей Иисуса Христа. Иоанн должен был подготовить народ к приходу Мессии, божественного спасителя. В этом было предначертанное ему служение Богу.
Центральная композиция росписи «Архангел Гавриил поражает Захарию немотой» иллюстрирует обстоятельства предсказания рождения Иоанна. Композиция ниже – «Немой Захария перед народом», оставшаяся в эскизе карандашным наброском, продолжает тему.
Вокруг центральных евангельских сцен художник планировал сюжеты из Ветхого Завета. В верхнем ряду их четыре – «Три странника возвещают Аврааму о рождении Исаака», «Явление ангела, возвещающего жене Маноя о рождении Самсона», «Жена Маноя указывает мужу на ангела», «Анна посвящает Самуила на служение Богу». Все эти сюжеты – о рождении людей, которым так же, как и Иоанну Крестителю, предназначено всю жизнь служить Богу. Таковы Самсон и Самуил, с детства отданные на это служение. Исаак же рассматривается Ивановым как ветхозаветный прообраз Иисуса Христа, который пришел в мир, чтобы спасти людей, и тем самым тоже служит Богу.
Слева от центральной композиции намечен сюжет «Авраам просит у Бога знамения». В правом нижнем углу эскиза росписи – сцена «Пророк Даниил перед ангелом». Эти ветхозаветные сюжеты Иванов сопоставлял с двумя центральными евангельскими как изображения похожих и близких по смыслу событий, произошедших в древности.