Иванов Александр (1806-1858)
Поругание Христа у первосвященника Каиафы
Конец 1840-х – 1858
Размер - 27 x 39,2
Материал - бумага коричневая
Техника - акварель, белила, графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.8587
Поступило из Государственного Румянцевского музея. 1927
Лист из графического цикла «Библейские эскизы», над которым Александр Иванов работал последнее десятилетие своей жизни. По замыслу художника, эскизы предназначались для будущего воплощения их в настенных росписях особого общественного здания, не церкви. Главная тема росписей – жизнь и деяния Христа. Евангельские сюжеты должны были занимать центральные поля каждой стены. Вокруг планировались близкие по смыслу изображения ветхозаветных, исторических и мифологических сцен, а также библейские тексты. Композиции складывались в сложную систему параллелей, взаимосвязей и сопоставлений.
Акварель «Поругание Христа у первосвященника Каиафы» рассказывает о событиях после молитвы Христа в Гефсиманском саду.
Когда Христос окончил молитву, он вернулся к ученикам. В то же время пришло множество людей с мечами и кольями, а с ними Иуда и воины от первосвященников и фарисеев. Иисус был схвачен и отведен в дом к первосвященнику Каиафе, где собрались члены синедриона. Они начали суд, искали свидетельства на Иисуса, своего обличителя, чтобы предать его смерти, и не находили. Приходило много лжесвидетелей, но свидетельства были недостаточны. Христос ничего не отвечал на произносимые обвинения. Тогда первосвященник задал последний вопрос, действительно ли он Сын Божий. Получив утвердительный ответ, Каиафа расценил его как богохульство, и члены синедриона признали Христа заслуживающим смерти.
Вслед за этим Иисус подвергся издевательствам. Окружающие, видя, что он осужден на смерть, начали насмехаться над ним, били его кулаками, ударяли по щекам, говорили: «Прореки нам, Христос, кто ударил тебя». Ему плевали в лицо, выражая презрение как к ложному пророку и ложному Мессии.
На акварели изображен момент, когда Христос, стоящий со связанными руками и закрытыми повязкой глазами, подвергается поруганию. Зловещие фигуры первосвященников и фарисеев в свете луны, контрасты освещения, яркие цветовые пятна придают композиции драматизм, который помогает художнику передать глубину нравственных страданий Христа.