Иванов Александр (1806-1858)
Три странника возвещают Аврааму о рождении Исаака
Конец 1840-х - 1858
Размер - 21,7 x 29,5
Материал - бумага
Техника - акварель, итальянский карандаш
Инвентарный номер - Инв.8480
Поступило из Государственного Румянцевского музея. 1927
Лист из графического цикла «Библейские эскизы», над которым Александр Иванов работал последнее десятилетие своей жизни. По замыслу художника, эскизы предназначались для будущего воплощения их в настенных росписях особого общественного здания, не церкви. Главная тема росписей – жизнь и деяния Христа. Евангельские сюжеты должны были занимать центральные поля каждой стены. Вокруг планировались близкие по смыслу изображения ветхозаветных, исторических и мифологических сцен, а также библейские тексты. Композиции складывались в сложную систему параллелей, взаимосвязей и сопоставлений.
Авраам – родоначальник многих народов, первый из трех еврейских патриархов, первый из предков Иисуса Христа по плоти.
Изображенное событие произошло вскоре после явления Бога 99-летнему Аврааму, когда ему было возвещено о даровании исполнения обещания, данного раньше – о рождении сына и происхождении от него многочисленного потомства. Бог явился к Аврааму в виде трех странников. Авраам встретил их с почтением, распорядился принести воды, чтобы омыть ноги, велел приготовить теленка и принес другое угощение. Один из странников сообщил, что через год снова явится к Аврааму и у Сарры, жены его, будет сын. Сарра, услышав разговор Авраама с Богом, не поверила, поскольку была уже слишком стара, чтобы зачать, и внутренне засмеялась. Спросив Авраама, почему Сарра смеется, Бог подтвердил, что в назначенный срок вновь будет у него, и у Сарры будет сын.
Иванов, живо передавая ситуацию, изображает момент, когда Бог обращается к Сарре, которая, испугавшись, не призналась в своем смехе. Он обращается к ней со словами: «Нет, ты рассмеялась».
Этот ветхозаветный сюжет включен в эскизы росписей стен «Благовестие о рождении Иоанна Крестителя» и «Благовестие о зачатии Мессии».
Исаак, о рождении которого возвещает Бог, – прообраз Иисуса Христа, принесшего себя в искупительную жертву за всех людей. Исаак с кротостью будет повиноваться Аврааму, когда тот по воле Бога, желавшего испытать его веру, соберется принести в жертву Исаака. Нож уже будет занесен над ним, но ангел удержит руку Авраама.
Иванов не однажды использует один и тот же сюжет из Ветхого Завета, сопоставляя его с евангельскими сюжетами в разных значениях.