Лист из графического цикла «Библейские эскизы», над которым Александр Иванов работал последнее десятилетие своей жизни. По замыслу художника, эскизы предназначались для будущего воплощения их в настенных росписях особого общественного здания, не церкви. Главная тема росписей – жизнь и деяния Христа. Евангельские сюжеты должны были занимать центральные поля каждой стены. Вокруг планировались близкие по смыслу изображения ветхозаветных, исторических и мифологических сцен, а также библейские тексты. Композиции складывались в сложную систему параллелей, взаимосвязей и сопоставлений.
Авраам – родоначальник многих народов, первый из трех еврейских патриархов, первый из предков Иисуса Христа по плоти.
Изображенное событие произошло вскоре после явления Бога 99-летнему Аврааму, когда ему было возвещено о даровании исполнения обещания, данного раньше – о рождении сына и происхождении от него многочисленного потомства. Бог явился к Аврааму в виде трех странников. Авраам встретил их с почтением, распорядился принести воды, чтобы омыть ноги, велел приготовить теленка и принес другое угощение. Один из странников сообщил, что через год снова явится к Аврааму и у Сарры, жены его, будет сын. Сарра, услышав разговор Авраама с Богом, не поверила, поскольку была уже слишком стара, чтобы зачать, и внутренне засмеялась. Спросив Авраама, почему Сарра смеется, Бог подтвердил, что в назначенный срок вновь будет у него, и у Сарры будет сын.
Иванов, живо передавая ситуацию, изображает момент, когда Бог обращается к Сарре, которая, испугавшись, не призналась в своем смехе. Он обращается к ней со словами: «Нет, ты рассмеялась».
Этот ветхозаветный сюжет включен в эскизы росписей стен «Благовестие о рождении Иоанна Крестителя» и «Благовестие о зачатии Мессии».
Исаак, о рождении которого возвещает Бог, – прообраз Иисуса Христа, принесшего себя в искупительную жертву за всех людей. Исаак с кротостью будет повиноваться Аврааму, когда тот по воле Бога, желавшего испытать его веру, соберется принести в жертву Исаака. Нож уже будет занесен над ним, но ангел удержит руку Авраама.
Иванов не однажды использует один и тот же сюжет из Ветхого Завета, сопоставляя его с евангельскими сюжетами в разных значениях.