Голубкина Анна (1864-1927)
Маска Т.А. Мелиховой-Мартыновой
1923
Размер - 22,5 x 18,5 x 13
Материал - гипс тонированный
Инвентарный номер - МГ СК-92
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Татьяна Алексеевна Мартынова (в замужестве Мелихова) (1890–?) – дочь известного в Москве в 1920-е годы хирурга Алексея Васильевича Мартынова (1868–1934). В 1921 году Анна Голубкина была прооперирована Алексеем Мартыновым в клинике. Выздоровление проходило тяжело, и Голубкина успела подружиться со своим лечащим врачом. «Кто знал лично этого прекрасного человека и врача, тот легко поймет, почему многие его пациенты превращались в друзей его и всей их семьи», – вспоминала много позднее знакомая Голубкиной.
После возвращения домой о полноценной работе на несколько месяцев можно было забыть. Восстанавливая силы, Анна Семёновна увлеклась мелкой пластикой, в московской мастерской она резала свои знаменитые камеи. Все это время дружба с семьей Мартыновых продолжалась, появилось желание выполнить портрет самого врача. Но, не чувствуя уверенности из-за длительного перерыва в работе, Голубкина попросила дочь Мартынова Татьяну и ее подругу Марию Артюхову позировать для небольших работ в форме масок (Государственная Третьяковская галерея, Музей Анны Голубкиной).
В своих воспоминаниях М.Я. Артюхова (1897–1975) так описала начало позирования: «Анна Семеновна усаживала меня долго, заставляя смотреть то вниз, вбок, то прямо, наконец велела опустить глаза: – Так лучше всего, чтобы веки были видны».
Маска Мартыновой была сделана позднее, но единственный сеанс позирования, скорее всего, шел по тому же сценарию: Голубкина выбрала наиболее удачное положение головы и решила оживить строгую фронтальность маски движением скошенных глаз. Этот нехитрый прием замечательно сработал, лицо девушки получилось выразительным и немного загадочным. Стоит сказать, что сама Голубкина, по воспоминаниям всё той же Артюховой, была не слишком довольна результатом работы над масками, впрочем, о самокритичности скульптора хорошо знали ее близкие друзья.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован, а произведения переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен и вновь распахнул двери перед зрителями.