Живописная архитектоника
Патрон шедевра
Попова Любовь (1889-1924)
Живописная архитектоника
1916-1917
Размер - 40 x 27,3
Материал - калька на батистовой основе
Техника - графитный карандаш, тушь, чертежные инструменты
Инвентарный номер - РС-14272
Дар Г.Д. Костаки. 1977
"Живописные архитектоники» – авторский жанр, которым Любовь Попова обозначала свои беспредметные композиции. Отчасти близкие супрематическим поискам Казимира Малевича, «архитектоники» всё же представляют собой самобытное явление. В отличие от творений лидера супрематизма беспредметные работы Поповой воспринимаются более весомыми и многослойными.
Композиция составлена из множества наложенных друг на друга плоскостей. Большинство из них – четырехугольники, но встречаются и более сложные формы, а фигура справа напоминает очертания деки гитары. Любовь Попова пришла к абстракции через опыты кубофутуристических натюрмортов и пейзажей, поэтому иногда в ее беспредметных композициях появляются мотивы, отсылающие к каким-либо реальным объектам. Этот рисунок близок к исполненной красками «Живописной архитектонике» с дополнительным названием «Инструменты» – сейчас эта работа хранится в Национальном музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде. В творчестве художницы известны и иные вариации той же композиции, в которых сохраняется принцип соединения в единую конструкцию наслаивающихся и балансирующих угловатых и обтекаемых форм.
Точно не известно, служил ли этот рисунок подготовительным этапом к живописной работе или он, напротив, был выполнен художницей позже в качестве авторского повторения уже созданной картины. Тот факт, что поверхность листа расчерчена на квадраты, указывает на возможные планы переноса композиции на большую поверхность. С другой стороны, допустимо и иное предположение о цели этой работы – можно связать рисунок с эскизами, которые Попова и другие художники (Александра Экстер, Иван Пуни, Ольга Розанова, Иван Клюн), объединенные в общество «Супремус» во главе с Казимиром Малевичем, создавали для вышивок художественной артели «Вербовка». В рамках этого необычного проекта живописцы, близкие к супрематизму, обратились к оформлению предметов быта, по их абстрактным композициям исполнялись вышивки, украшавшие, например, подушки и сумочки. Не исключено, что настоящая работа на кальке предназначалась для вышивки «Вербовки», ведь именно в 1917 году Попова работала над эскизами для художественной артели. В любом случае, рисунок относится к этапу ее формирования как мастера абстрактных композиций. К найденному соотношению форм Попова в этом случае подходит как к чертежу.
Лишенные цвета – одного из ключевых составляющих живописи, формы «Живописной архитектоники» визуально утрачивают свою мощь, кажутся более легкими, но примечательно, что композиция даже в таком варианте рисунка-чертежа не воспринимается плоскостной. Неправильные формы, наложенные друг на друга, образуют единую конструкцию, частично выступающую на зрителя, частично удаляющуюся от него. Все составные фрагменты будто парят в условном пространстве листа, при этом образуя гармоничный, неделимый ансамбль форм. В живописном варианте композиции цвет придает фигурам более полновесное звучание, однако важно отметить, что уравновешенность и внутренняя сила просматриваются и в рисунке с одними контурами. Это показывает, что в основе «живописных архитектоник» лежат именно тщательно спланированные конструкции, создаваемые на листе из геометризованных форм. Поиск необходимых соотношений фигур был важен для художницы. Добившись удачной композиции, Любовь Попова зачастую возвращалась к ней несколько раз, разрабатывая найденное решение по-новому.