Голубкина Анна (1864-1927)
Евангелист
1890-е
Размер - 28 x 24 x 7
Материал - гипс тонированный
Инвентарный номер - МГ СК-77
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Изображение евангелиста определенно связано с духовными исканиями Анны Голубкиной. Выросшая в семье деда, начетчика старообрядческой церкви, будущий скульптор, безусловно, хорошо знала Священное писание. Известны произведения «христологического цикла» Голубкиной, который она создавала на протяжении нескольких лет в 1900-х – начале 1910-х годов. Главное среди них – «Тайная вечеря» (Государственная Третьяковская галерея, Музей Анны Голубкиной) – масштабный горельеф, выполненный в гипсе и оставшийся не переведенным в дерево, хотя подобный замысел у автора был. По сути, сохранившаяся работа в гипсе – это эскиз, который Голубкина задумывала создать в большем размере. Образы Христа и двенадцати окружающих его апостолов остро характерны и показывают вдумчивую работу художника. Она долго искала типаж для каждого из героев.
Тема апостольских духовных подвигов волновала скульптора, заставляла раздумывать о бытии. Сохранилось еще несколько изображений апостолов. В семье наследников скульптора долгое время хранилась старинная Библия, обложка которой украшена пятью небольшими золочеными рельефами из гипса, сделанными Голубкиной в 1910-х годах: «Вознесение Господне» и изображения четырех евангелистов (ныне – собрание Государственного музея-заповедника «Зарайский кремль»). Евангелисты на этих миниатюрных рельефах изображены согласно канонам, с соответствующими символами – львом (Марк), тельцом (Лука), орлом (Иоанн) и ангелом (Матфей). Но вот в изображении юного апостола Иоанна (Государственная Третьяковская галерея, Музей Анны Голубкиной), которому еще только предстоит проповедовать, написать свое Евангелие и получить прозвание Богослов, нет орла, так как рельеф исполнялся как часть будущей композиции «Тайная вечеря». По той же причине нет специального атрибута и в другом рельефе, с изображением апостола Петра.
Если имена апостолов Петра и Иоанна сохранились, то в рельефе «Евангелист» трудно определить, кто из четырех апостолов изображен. Аскетичное красивое лицо с тонким носом, опущенными веками, прячущими взгляд, с длинной окладистой бородой – внешние признаки не дают возможности утвердительно назвать имя апостола. В иконографии Голубкиной нельзя опираться и на возраст изображенного: в рельефах на обложке Библии троих апостолов она делает умудренными жизнью старцами с длинными бородами, и лишь апостол Матфей в ее решении изображен с короткой бородой, вопреки канонам.
В любом случае рельеф подтверждает, что размышления скульптора о деяниях сопровождающих Христа учеников были длительными, непростыми, глубокими. Взяв за основу овал (излюбленная форма автора для небольших рельефов), Голубкина формирует изображение округлыми объемами. Мягкие движения рук, которые держат сворачивающийся свиток, замыкают, собирают композицию. Свободная живая лепка, выполненная почти текучим мазком, позволяет лишь предположить, что работа сделана в первой половине 1900-х годов.
В 1932 году работа была передана в дар государству родственниками скульптора и вошла в собрание мемориального Музея-мастерской А.С. Голубкиной. После ликвидации музея в 1952 году произведение оказалось в Русском музее. В 1975 году Музей-мастерская А.С. Голубкиной был воссоздан, и произведение вернулось в музей. В 1986 году фонды мемориального музея вошли в состав Третьяковской галереи.