Голубкина Анна (1864-1927)
Голова девочки. Этюд
1899
Размер - 21 x 15 x 9
Материал - гипс тонированный
Инвентарный номер - МГ СК-149
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
С осени 1897 года Анна Голубкина жила в Париже, это была ее вторая поездка, гораздо более успешная, чем первая, двумя годами ранее. Ей наконец улыбнулась удача. В своем стремлении стать скульптором и завершить обучение Голубкина, сняв собственную мастерскую, воодушевленно и плодотворно работала под руководством знаменитого Огюста Родена. Письма домой этих лет полны уверенности в собственных силах и надежд на будущее: «Роден мне здорово помогает понимать. Я уж решила жить здесь, пока хватит терпенья и денег».
Полки ее парижской мастерской начинали заполняться работами, в основном это были натурные штудии, удачные этюды, вылепленные из глины в один или несколько сеансов с профессиональных натурщиков. Роден запрещал лепить фигуру, поэтому обычно это части тела: ступня, кисть руки, голова в ракурсе. Иногда, совместно с другими скульпторами, Анна Голубкина приглашала для позирования детей. Детскую непосредственность и телесную пластичность сложнее передать в скульптуре, но в качестве художественной задачи намного интереснее.
Голова девочки как раз из подобных этюдов. Ребенок изображен не позирующим художнику, а в состоянии трогательного мимолетного переживания. Ничто не отвлекает скульптора от выражения этой детской серьезности на лице девочки, нет лишних деталей и повествовательности. Позже Анна Голубкина еще не раз использовала в своих работах подмеченный образ юного лица.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован, а произведения переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен и вновь распахнул двери перед зрителями.