На ровном пласте – изображение головы лошади. Вероятно, Анна Голубкина из цельного произведения вырезала только голову, которая, по ее мнению, получилась более эмоциональной и живой. Края рельефа резкие и грубые, что тоже вносит в образ боль и страдание. Невысокое, слегка выступающее изображение выполнено в импрессионистической манере: в легких, почти живописных мазках видны движения пальцев мастера, что придает всей работе динамизм и объемность. Анна Голубкина сделала акцент на глазах лошади – в них виден тяжелый груз всей ее жизни. Предположительно, скульптор выполнила барельеф в 1908–1909 годах, когда создала большую часть рельефов с лошадьми.
В разных воспоминаниях современников об А.С. Голубкиной есть много упоминаний о ее душевной сострадательности к животным. Особенно Анна Семёновна любила лошадей: она даже избегала ездить на извозчиках, говорила: «Не поеду я. Они лошадей бьют», – и предпочитала трамвай. В творчестве Голубкиной есть несколько работ с изображением лошадей в разных материалах: малые рельефы
«Лошадь с жеребенком» в гипсе и
«Лошадь с жеребенком» в дереве, большой бронзовый рельеф
«Лошади», камея
«Пейзаж с лошадью» и даже керамическая игрушка
«Лошадь» – сохранившийся пример круглой скульптуры этого животного.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован, а произведения переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1975 году, когда музей был восстановлен. В 1986 году фонды мемориального музея вошли в состав Третьяковской галереи.