Пейзаж – жанр, казалось бы, менее всего свойственный скульптуре. Однако уже в эпоху Древнего египетского царства элементы пейзажа активно воплощались в рельефе – особой разновидности скульптуры, в которой изображение размещено на плоскости и словно выступает из нее, то есть воспроизводит не полный объем тела или формы. С эпохи Возрождения начинает развиваться живописный рельеф, обычно очень низкий, уплощенный, но именно это позволяет вводить в качестве фона элементы пейзажа и архитектуры. Тесная связь с плоскостью сближает скульптурный рельеф с живописным изображением. Не красками, но тоже мазками – глины, пластилина или воска – скульптор «живописует» изображение. Большую роль при этом играют светотень, контраст, пространственные планы.
Создание любого скульптурного произведения – дело многотрудное, имеющее определенные этапы. Прежде всего автор разрабатывает эскиз, в котором не только формулирует основную идею будущей работы, но и находит композицию, решает пластические задачи. Порой создается несколько эскизов, из которых выбирается один, наиболее точно отвечающий замыслу. В дальнейшем он становится основой для создания скульптурного произведения в законченном виде. Сравнение эскиза и итоговой работы бывает крайне любопытным, так как позволяет увидеть движение авторской мысли. Однако порой эскиз не воплощается в произведение, оставаясь «схваченным мгновением». Будучи черновым рабочим материалом, эскизы далеко не всегда сохраняются авторами или их наследниками, в то время как они имеют самостоятельную ценность, позволяя увидеть процесс работы мастера.
Таков выполненный в воске на куске фанеры пейзаж Анны Голубкиной, приоткрывающий метод работы художника. Пейзаж не был воплощен в материале, но небольшие размеры и деление на четыре отрезка позволяют предположить, что Анна Семёновна планировала его вырезать в камне. Фронтально развернутая композиция – своего рода сцена, имеющая кулисное обрамление – холмы слева и деревья справа. С обеих сторон композиции – могучие деревья с пышными кронами, склоняющиеся к центру и словно руководящие взглядом зрителя, блуждающим вдоль изображения. Почти в центре – прорыв вдаль, показывающий, что это берег. Одной узкой неровной, словно висящей, полосой намечает художник другой берег. И сразу рождается ощущение простора и широкой реки.
Изображение обобщено, можно лишь предположить, что на берегу находятся люди, женщина полощет белье. Гораздо больше внимания автор уделяет состоянию природы и пластике изображения. Рельеф невысокий, однако довольно активный – пульсирующие, словно взвихренные, мазки создают ощущение неуспокоенности, мятежности. Даже в небольшом черновом эскизе Голубкина сумела передать романтическую приподнятость пейзажа, и здесь блестяще проявилось умение художника превратить любой сюжет в символистскую композицию. Несомненно, в этом сказалось хорошее знание ею как классического, так и современного искусства.
Рельеф из воска бережно хранился Верой Николаевной Голубкиной, племянницей скульптора и первым директором мемориального Музея-мастерской А.С. Голубкиной. Затем он был передан в состав коллекции музея. В 1986 году фонды мемориального музея вошли в состав Третьяковской галереи.