Голубкина Анна (1864-1927)
Барыня
1921
Размер - 9 x 3,9 x 4
Материал - глина серая
Инвентарный номер - МГ СК-243
Приобретено у искусствоведа Е.Н. Хохловой. 1995
На протяжении всей жизни Анна Голубкина была окружена детьми: братьями и сестрами, племянниками, учениками, соседскими ребятишками. «Дети – это цветы», – говорила художница и относилась к ним с таким же уважением и вниманием, как ко взрослым, при этом не забывая про необходимость и значимость игры в развитии ребенка. Голубкина с удовольствием принимала участие в забавах своих племянников, сочиняла для них сказки, ставила детские спектакли в родном Зарайске, придумывала и создавала игры и игрушки. В их числе – керамическая фигурка «Барыня».
Причастность Анны Голубкиной к семейному делу – огородничеству, во многом обусловила ее близкое знакомство с бытом и культурой русских крестьян. Она знала и любила народные сказки, песни, предания. «Она сама была плоть от плоти народа», – вспоминала ее современница. Всё это нашло отражение и в игрушках, которые создавала Голубкина.
Значимое место среди русских народных игрушек занимают образы женщин. Женские фигурки – «бабы» – исстари были олицетворением архетипа богини-матери, покровительницы всего живого, дарующей и богатый урожай, и крепкое потомство. С подъемом промышленности и активным развитием городской культуры во второй половине XIX века меняется и этот образ в народном творчестве. Так, в крестьянской среде складывается новый изобразительный тип – «барыня». Сохраняя связь с архетипом, женский образ модернизируется. В барыне теперь можно узнать нарядную горожанку, цветущую, веселую – всё это становится новыми признаками благополучной жизни. Нередко она изображается вместе с младенцем или птицей, а иногда сочетается и то и другое. Особенно полюбился образ «барыни» мастерам села Дымково, однако он встречается и в игрушках других промысловых центров, таких как Абашево, Скопин, Филимоново.
В «Барыне» Анны Голубкиной нет ни щегольства дымковских, ни яркости филимоновских, ни темпераментности скопинских женских фигурок. Художница создала утонченный и гармоничный образ: голова девушки на высокой шее развернута на зрителя, лицо обрамляют темные с сероватым оттенком волосы, собранные на затылке в пучок, руки опущены вдоль тела, белое платье с геометрическим узором в виде желто-зеленых ромбов широкими складками спускается книзу. Вся фигура полна сдержанного благородства, лаконичной красоты. Размер и округлость фигурки позволяют с легкостью зажать ее в маленький детский кулачок: по воспоминаниям современников, именно этого и добивалась художница, создавая свои керамические игрушки.
Не исключено, что фигурка выполнялась как часть целого бытового сюжета, включающего в себя сразу несколько игрушек. В практике народных мастеров часто встречаются такие примеры. В пользу этой идеи говорят другие сохранившиеся игрушки Голубкиной, выполненные в схожей технике: «Мужик» (1922), «Лошадь» (1921) (Государственная Третьяковская галерея, Музей Анны Голубкиной), «Корова», «Собачка», «Кошка» и «Цыпленок» (частные коллекции).
Игрушка «Барыня» была приобретена музеем в 1995 году у искусствоведа Екатерины Николаевны Хохловой. В семью игрушка попала с выставки-базара художественных изделий мастерских ИЗО-УНУ (отдел ИЗО Управления научными учреждениями Академического центра Наркомата просвещения РСФСР) в пользу голодающих Поволжья, состоявшейся в Москве в 1922 году. В рамках выставки были представлены работы Государственного фарфорового завода, Декоративного института, Вятской художественно-производственной мастерской и др.