Попова Любовь (1889-1924)
Сидящая женская фигура. Кубизм
1913-1914
Размер - 26,8 x 20,8
Материал - бумага светло-серая
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - РС-14291
Дар Г.Д. Костаки. 1977
«Если ты стремишься изучать искусство, то изучай кубизм» – лозунг, который в 1919–1920 годах К. Малевич провозгласил в УНОВИСе. Еще в начале 1910-х годов Любовь Попова начала свой творческий путь согласно этому принципу. Учеба в парижской академии Ла Палетт (La Palette) в мастерской кубистов Ж. Метценже и А. Ле Фоконье стала важнейшей вехой в творческой биографии художницы. За ее плечами к тому времени были обучение в московской художественной мастерской С. Жуковского и школе К. Юона и И. Дудина, самостоятельная работа в собственной мастерской и в студии «Башня», но именно из поездки в Париж Попова вернулась сформировавшимся художником и впервые выступила на значимой для молодого дебютанта выставке «Бубнового валета» 1914 года.
Работы художницы, созданные во время обучения в Париже (зимой 1912–1913), не сохранились, но до наших дней дошли этюды, выполненные по возвращении из поездки. Среди них много графических работ с обнаженными натурщиками и натурщицами.
Штудия сидящей женской фигуры позволяет наблюдать, как художница работает над осмыслением формы. Модель изображена обобщенно, лишена ярких индивидуальных особенностей и представляет собой характерный для творчества Поповой массивный образ, поза нейтрально-спокойна. Художница отображает натуру, разделяя ее на множество плоскостей. Места сочленений акцентированы, что способствует более конкретному восприятию частей тела и их положения в пространстве. Жесткие линии создают композицию, которая, с одной стороны, оставляет впечатление геометризованной формы, с другой – воплощает весомость и телесность сидящей фигуры.
Одновременно с успешным освоением принципов кубизма в рисунке проявляется и индивидуальная манера художницы – смело прочерченные линии, организация объема с помощью контрастно выделенных штриховкой плоскостей, массивные формы, будто выпирающие над поверхностью листа. Обращает на себя внимание особый интерес автора к конструктивному построению. Несмотря на центральное значение фигуры, можно также заметить намек на выстраиваемое вокруг нее пространство, хотя и очень условное.
Первый успех Поповой на московских выставках был связан с ее кубистическими живописными воплощениями обнаженной натуры («Натурщица», «Композиция с фигурами»). Однако опыт графических штудий на эту тему стал не только ценной подготовительной работой для картин, но и лабораторией, в которой формировался особый подход художницы к объемно-пространственным построениям. В дальнейшем творческий почерк Поповой, сложившийся в натурных этюдах, проявился и в ее беспредметных композициях – «живописных архитектониках» и «конструкциях».