Голубкина Анна (1864-1927)
Портрет Н.Д. Штембер
1904
Размер - 55 x 41 x 33
Материал - гипс тонированный
Инвентарный номер - МГ СК-140
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Портрет сохранил облик Надежды Дмитриевны Штембер (Штемберг) (1861–1959), гостеприимной хозяйки одного из московских артистических кружков, жены модного салонного портретиста Виктора Карловича Штембера (1863–1921). Портрет Н.Д. Штембер – редкий в творчестве Анны Голубкиной пример скульптурного импрессионизма в традиционном понимании стиля: с помощью прихотливой свободной лепки в нем запечатлен быстротечный момент, выхваченный из потока жизни. Женщина изображена в свободном развороте, с характерным для нее наклоном головы. По лицу с задумчивым взглядом полуприкрытых глаз скользит легкая улыбка. Весь облик излучает мягкий свет и тепло, так свойственные импрессионистическим портретам в живописи.
В молодости Надежда Дмитриевна очень любила музыку и пение, училась у знаменитой Полины Виардо, у нее было красивое колоратурное сопрано. Однако после вступления в брак она отказалась от артистической карьеры ради семьи. Анна Голубкина с удовольствием бывала у Штемберов, здесь было уютно, всегда пахло пирогами, и это очень ей нравилось. На одной из фотографий семьи Штембер в интерьере их дома видны скульптуры Голубкиной: портрет самой Надежды Дмитриевны и ваза «Туман», которые могли быть подарены автором гостеприимной семье.
Н.Д. Штембер прожила долгую жизнь. Во время Первой мировой войны заведовала госпиталем, заботилась о детях беженцев. Живя с 1939 года в Нью-Йорке, была известна и уважаема в колонии иммигрантов из России, здесь ее называли «бабушка»: она работала в школах и занималась с детьми русской песней и народными танцами.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение, отлитое в гипсе, в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного скульптора. В 1952 году музей был ликвидирован, а произведения переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1975 году, когда музей был восстановлен.