Премьера балета «Жар-птица» состоялась в Париже 25 июня 1910 года. Одна из первых «сказочных» постановок – уникальный пример коллективного вдохновения балетмейстера Михаила Фокина, композитора Игоря Стравинского, художников Александра Головина, Александра Бенуа, Льва Бакста и самого Сергея Павловича Дягилева. При подготовке второго балетного сезона стало ясно, что необходим балет на русский сказочный сюжет. О том, чтобы в балете «народилась настоящая русская (или даже славянская) мифология», мечтал Бенуа. Режиссер антрепризы Сергей Григорьев вспоминал, что и Фокину «всегда хотелось создать балет на основе русской сказки. “Жар-птица” предоставила ему эту возможность». Автором музыки в итоге стал молодой Игорь Стравинский. Танцы сочинялись «а ла прима» – не дожидаясь окончания партитуры. Следуя музыкальным фрагментам, исполняемым композитором, Фокин придумывал танцевальные па. Хореограф был в восторге от созданной Александром Головиным декорации: «Сад, как персидский ковер, сплетенный из самых фантастических растений, замок невиданной зловещей архитектуры», которую он обыгрывал, сочиняя балет. Несмотря на сложности постановки, недостаточное количество репетиций, премьера в парижской Opéra прошла с большим успехом. Французский критик Анри Геон писал: «”Жар-птица” – плод интимного сотрудничества хореографа, композитора и художника (Фокина, Стравинского и Головина) – представляет собою чудо восхитительного равновесия между движениями, звуками и формами. Отливающая темно-золотистым цветом декорация заднего плана как будто сделана тем же способом, как и полная оттенков ткань оркестра». После триумфального начала балет долгие годы оставался в репертуаре.