Несколько последних лет своей жизни Анна Голубкина посвятила созданию произведения, которое, несмотря на незавершенность, для многих стало визитной карточкой всего ее творчества. Это монументальная фигура «Березка». Годы исполнения произведения характерны последним для скульптора творческим подъемом и отмечены редким для всего искусства мастера лиризмом. Сочетая лепку этюдов для «Березки» с выполнением нескольких важных заказов, Голубкина радовалась и не торопилась, работая над своим любимым произведением. Эта увлеченность отражена в нескольких письмах к родным, с которыми художница делилась судьбой своей «статуи».
Вынашивая замысел «Березки», Анна Голубкина приглашала позировать знакомых девушек – отдельно для головы и для фигуры целиком. Сохранилось несколько графических эскизов и пластических этюдов (Государственная Третьяковская галерея, Музей Анны Голубкиной) произведения, которое, по замыслу скульптора, должно было быть закончено в дереве, – двухметровая деревянная заготовка хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Работа шла с постепенным усилением условности форм: фигура начинает вытягиваться и утончаться, а лицо обретает выражение светлой вневременной ясности. В этюде головы Голубкиной удалось передать лирическое состояние своей героини. Во многом художница смогла это сделать за счет пластического противопоставления развевающихся волос спокойствию открытого лица.
Стоит сказать, что необычное название скульптуре придумал случайный посетитель мастерской. Стоя перед вылепленной в глине фигурой девушки, он воскликнул: «Ишь! Как березка на ветру качается!» Это так понравилось Голубкиной, что название закрепилось за работой. В стройной фигуре молодой девушки-березки действительно просматривается силуэт трепещущего на ветру деревца, одного из самых любимых в России фольклорных образов.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведения были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен и вновь распахнул двери перед зрителями.