Конструкция с белым полумесяцем
Патрон шедевра
Попова Любовь (1889-1924)
Конструкция с белым полумесяцем
1920-1921
Размер - 34,2 x 27,4
Материал - картон коричневый
Техника - гуашь, лак
Инвентарный номер - РС-11735
Дар Г.Д. Костаки. 1977
На обороте листа два штампа Института художественной культуры (Инхук), на одном из которых надпись тушью пером: Музей Л. Попова. По-видимому, один из штампов связан с дискуссией 1921 года в Инхуке «О конструкции и композиции»; второй, возможно, – с посмертной персональной выставкой Л.С. Поповой 1924 года в Музее живописной культуры (МЖК), продолжавшем в то время пользоваться штампом Инхука.
В эволюции живописи Любови Поповой был короткий период, когда свои беспредметные произведения она называла «конструкциями». Они пришли на смену «живописным архитектоникам» и предшествовали следующему этапу − «пространственно-силовым построениям».
В 1921 году в Инхуке прошла дискуссия о разграничении конструкции и композиции. В архиве Поповой сохранились черновики ее доклада «О конструкции новой формы предметной и беспредметной», где она провозглашала в живописи замену изображения «принципом организации или конструкции». Участники дискуссии должны были помимо теоретических обоснований своего мнения представить образцы «конструкций» и «композиций». Для иллюстрации своей позиции Попова использовала мотив (или эскиз) живописного произведения 1920 года с названием «Конструкция» (Третьяковская галерея).
В двух станковых произведениях с белым полумесяцем (рисунок гуашью в зеленых тонах и живописное полотно) тема конструкции, скорее, лишь намечена. Для Поповой она проявляется в подчеркнутом динамизме изображения с острыми концами элементов, с желанием углубить изображенное пространство. Возможно, для нее это были только первые пробы новой методики.
Приведенный здесь вариант резко отличается и от живописи, и от упомянутого выше рисунка. Элемент, называемый «полумесяцем», теперь расположен не в правом нижнем углу, как в живописи и в рисунке, а в левом верхнем. Вся композиция, включая «полумесяц», решена в более четких начертаниях. Конструктивность выявлена здесь ярче, чем в построениях, сделанных, по всей вероятности, раньше. Более определенно лежит здесь белая гуашь, сопровождающая черные элементы.