Брюллов Карл (1799-1852)
Портрет В.А. Перовского
1837
Размер - 71,7 x 58,2
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5057
Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музея. 1925
Великий русский художник Карл Павлович Брюллов умело сочетал в своем творчестве академическую выучку с тенденциями романтического направления. Особенно ярко характерный для романтизма интерес к личности проявился в жанре портрета.
Василий Алексеевич Перовский (1794–1857) – известный военный деятель, участник войны 1812 года. Внебрачный сын графа А.К. Разумовского, он вел уединенный образ жизни, был великолепно образован, знал несколько иностранных языков, любил музыку, увлекался поэзией, ценил и понимал искусство, коллекционировал древности. Через брата, писателя-мистика Алексея Перовского, он был дружен с лучшими литераторами золотого века русской культуры. С 1833 по 1842 год Василий Алексеевич находился в должности губернатора города Оренбурга и командовал Отдельным оренбургским корпусом. С Карлом Брюлловым В.А. Перовский познакомился в Италии, где проходил курс лечения после боевых ранений (1822–1824).
Погрудный портрет В.А. Перовского, очевидно, стал образцом для его большеформатного портрета на фоне оренбургской степи (Третьяковская галерея), который художник написал по воображению. Антураж картины – пейзаж и всадники – были созданы под впечатлением от работ А.О. Орловского. Лицо и торс, как можно предполагать, К.П. Брюллов писал с портрета меньшего размера, исполненного с натуры.
По содержательности и героической тональности погрудный портрет В.А. Перовского не уступает портрету в полный рост. Василий Алексеевич изображен на фоне голубого неба, затянутого полупрозрачными белыми облаками. Выбранная художником низкая точка зрения делает фигуру модели значительной. Перовский смотрит на зрителя свысока. Сдвинутые брови, строгий взгляд и тесный наградной мундир демонстрируют боевые достижения военного, подчеркивают его выправку, внутреннюю организованность и решительность. А пышные кудрявые волосы, браво закрученные усы и чувственные губы выдают страстную романтическую натуру.
Среди произведений К.П. Брюллова в Третьяковской галерее этот портрет – единственное изображение военачальника. Он занял достойное место в экспозиции.