Тема музыки занимает важное место в творчестве Дмитрия Филипповича Цаплина. Ей он посвятил такие произведения, как «Симфония», «Ноктюрн», «Виолончель», «Арфа», два варианта скульптуры «Гамма», а также мраморный барельеф «Скрипач» высотой более двух метров. Местонахождение большинства из этих работ неизвестно, и судить о их художественных достоинствах представляется возможным только по архивным фотографиям.
В собрании Третьяковской галереи хранится самое позднее произведение Дмитрия Цаплина на тему музыки – почти трехметровая фигура из дерева «Скрипач», выполненная в 1960-е годы. В этом образе через единение героя и его инструмента художник сумел передать погруженность творца в мир рожденных им звуков. Высеченный из дерева корпус скрипки сливается в неразрывное целое с плечевой частью руки человека, а гриф находит продолжение в ее кисти. От кончиков пальцев звуки разливаются по телу музыканта, становясь зримыми в изгибах вытянутой фигуры, плавных линиях одежды.
Умение скульптора своеобразно и тонко выразить красоту мелодии в дереве и камне не случайно: Дмитрий Цаплин не только любил слушать музыку, но и сам имел прекрасный голос. Спутница жизни художника – певица, писательница и переводчица Т.И. Лещенко-Сухомлина – описывала в своих воспоминаниях, как во время их совместного пребывания в прибрежной деревне Кассис-Сюр-Мер на юге Франции художник создавал образы животных из камня на берегу моря, а возвращаясь домой, неизменно с песней нес их на плече. «Цаплин замечательно пел русские старинные народные песни, – писала она, – пел затейливо, выводил высокие фиоритуры, вскрикивал, делал паузы, и то шепотком, то во весь голос – изумительно! Я восторгалась, а ему было это в радость, и он еще пуще заливался».