Творчество Александра Головина в жанре портрета начало развиваться еще в годы учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881–1889). С 1884 года он посещал рисовальные вечера в доме В.Д. Поленова. В 1889 году вместе со всей поленовской компанией художников Головин поехал в Париж на Всемирную выставку. Новейшая французская живопись поразила его. Задержавшись в Париже, он посещал школу Ф. Коларосси, где понял, что «в своих прежних работах делал не то, что следовало делать». Спустя несколько лет художник продолжил совершенствовать свой профессионализм в Академии Витти у Р. Коллена и О. Мерсона. В 1898 году он стал декоратором Императорских театров, оформлял спектакли Александринского, Мариинского и Большого театров. Помимо успешной карьеры театрального художника, к середине 1900-х годов сложился своеобразный портретный почерк Головина, отличающийся характерными чертами стиля модерн – декоративизмом и оригинальной техникой, сочетающей пастель и темперу.
Портрет солистки Мариинского театра Валентины (Ефросиньи) Ивановны Кузы (1866 (1868?) – 1910) – яркий образец живописи мастера конца 1900-х годов. Художника с оперной певицей связывали дружеские отношения. Обладая драматическим сопрано, она прославилась исполнением партии Юдифи в одноименной опере Александра Серова. Современники отмечали экспрессию и мистический жар, исходивший от исполнительницы. Партию Олоферна пел Фёдор Шаляпин, образ которого Головин запечатлел в другой известной работе (
«Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Олоферна», 1908, Третьяковская галерея).
Энергичная темноволосая женщина в платье, украшенном розами и темными широкими лентами, будто хочет привстать с обитого гобеленом кресла. Ее красивое сосредоточенное лицо выражает целеустремленность натуры. Привлекает внимание тонкая талия, перетянутая широким поясом. Художник подробно фиксирует типичную обстановку эпохи модерна: круглый столик на изящных резных ножках, высокую стеклянную вазу с розами, белые фарфоровые фигурки птичек. Розовый фон доминирует в композиции, перекликаясь с оттенками декора платья и мебели. Долгое время произведение было известно под названием «Женский портрет», и лишь при подготовке персональной выставки А.Я. Головина в Третьяковской галерее в 2014 году было установлено имя портретируемой.