Голубкина Анна (1864-1927)
Женщина в платке
1908
Размер - 51 x 40 x 34,6
Материал - камень тонированный
Инвентарный номер - Инв.4035
Приобретено Советом Третьяковской галереи у автора. 1915
Анна Семёновна Голубкина – крупнейший скульптор конца XIХ – начала ХХ века, выдающийся мастер портрета, автор книги «Несколько слов о ремесле скульптора». Она стала первой женщиной-скульптором, получившей европейское образование.
Портретная скульптура занимала одно из центральных мест в творчестве Голубкиной. Скульптор не только пластически точно передавала облик, но и утверждала красоту человека как духовную ценность. Поэтому высокий внутренний строй ее произведений оставлял у современников особое впечатление, не зря ее называли Сивиллой. Искусствовед Е.Б. Мурина писала, что Голубкина «почти мучительно ощущала ответственность художника перед людьми и понимала скульптуру как могущественную форму утверждения человека и человечности». В собрании Третьяковской галереи находятся уникальные произведения, выполненные Голубкиной в гипсе, дереве, мраморе, бронзе. В работах отражены новые тенденции времени, ярко демонстрирующие творческие искания автора, ее пластический метод и темпераментную манеру исполнения.
Скульптура «Женщина в платке» являет собой изображение одной из знакомых Голубкиной из ее родного города Зарайска, в котором она создавала образы своих земляков, родных, соседей. Во дворе ее дома была выстроена мастерская, где скульптор чрезвычайно много работала. Большая часть произведений связана с ее впечатлениями от зарайской жизни. Нередко в портретах характерные народные черты «перемалывались» (выражение самой Голубкиной) с древними мифологическими образами. Простые женщины из Зарайска в произведениях Голубкиной предстают хранительницами глубинных жизненных основ и нравственных традиций своего народа.
В произведении «Женщина в платке» показана простая женщина с наброшенным на голову платком. На ее одутловатом лице выделяются крупный нос, полные губы, большой лоб. Голубкина намеренно вслед за мастерами Античности не «выбрала» зрачки крупных глаз, подчеркивая некоторую отрешенность модели. Тщательно проработав и тонировав поверхность, она передала ощущение плотности и тяжести камня.
В 1914–1915 годах произведение экспонировалось на персональной выставке Анны Голубкиной «В пользу раненых», с которой ее приобрел Совет Третьяковской галереи в собрание музея.