Цаплин Дмитрий (1890-1967)
Из космоса!
1960–1965
Размер - 370 x 68 x 50
Материал - дерево
Инвентарный номер - СКС-3493
Дар Фонда поддержки Государственной Третьяковской галереи. 2019
В поздний период своего творчества скульптор Дмитрий Цаплин обратился к актуальным темам современности в масштабных произведениях из дерева. Фигуры «космической» серии его работ, созданной в 1960-е годы, вероятно, под впечатлением от исторического полета Юрия Гагарина, достигают трехметровой высоты и значительно превышают ее. К ним относятся скульптуры «В космос!» и «Из космоса» («Возвращение на Землю»), ставшие визуальными метафорами освоения внеземных пространств, а также женская фигура под названием «Я – Земля, я своих провожаю питомцев». Последняя из скульптур представляет собой аллегорический образ Земли, которая с верой и надеждой отправляет своих сыновей и дочерей в неизведанный мир космоса.
От устремленной ввысь парной композиции «В космос!» произведение «Из космоса» отличает прежде всего положение головы героя. Взгляд титана, совершившего прорыв в истории человечества, обращен на Землю, он возвращается домой. В вытянутых пропорциях фигуры колосса Дмитрием Цаплиным передано ощущение преодоления гравитации. Здесь скульптор отходит от присущей многим его работам утяжеленности форм и демонстрирует визуальную легкость объемов. В скульптуре «Из космоса» Цаплин с большим мастерством раскрыл красоту и сложность слоистой фактуры дерева. Тщательная шлифовка поверхности фигуры рождает ассоциацию с объятием космического мрака и холода.
Идея освоения человеком Вселенной нашла отражение в творчестве многих художников в 1960-е годы, однако символистское решение этой темы в работах Дмитрия Цаплина занимает особое место в советском искусстве. Тяготение скульптора к масштабным композициям в последнее десятилетие его жизни было вполне естественным. На склоне лет мастер, который был монументалистом по складу своего дарования, тяжело переживал, что ему так и не удалось воплотить в жизнь ни одного памятника. На протяжении всего творческого пути Цаплин вынашивал идеи синтеза скульптуры и архитектуры, создавая проекты, судить о художественных достоинствах которых сегодня представляется возможным только по архивным фотографиям.