Лист из графического цикла «Библейские эскизы», над которым Александр Иванов работал последнее десятилетие своей жизни. По замыслу художника, эскизы предназначались для будущего воплощения их в настенных росписях особого общественного здания, не церкви. Главная тема росписей – жизнь и деяния Христа. Евангельские сюжеты должны были занимать центральные поля каждой стены. Вокруг планировались близкие по смыслу изображения ветхозаветных, исторических и мифологических сцен, а также библейские тексты. Композиции складывались в сложную систему параллелей, взаимосвязей и сопоставлений.
Задуманная стенная роспись посвящена рождению и детству Иоанна Крестителя. Самая большая, центральная композиция – сцена на евангельский сюжет «Захария обретает дар речи, написав имя родившегося сына — Иоанн». Она иллюстрирует момент исполнения пророчества о рождении у престарелого священника Захарии сына, которому он даст имя Иоанн. Захария освобождается от небесной кары за свое неверие – немоты, за что благословляет Бога.
В середине нижней части листа намечен сюжет «Иоанн Креститель в пустыне», который повествует о юности Иоанна, проведенной в пустыне. Он жил там, как аскет, «возрастал и укреплялся духом», чтобы потом явиться народу предтечей Иисуса Христа.
Вверху, над центральной композицией, расположен сюжет из Ветхого Завета «Хвалебный гимн матери Самуила при посвящении сына Богу». Эта композиция задумана как смысловая параллель главной евангельской сцене. Бог исполнил то, о чем горячо просила Анна, – даровал ей сына. Она же, исполняя обет отдать ребенка на служение Богу, возносит ему хвалу за свое спасение. Захария также возносит хвалу Богу – за избавление от немоты. Ветхозаветный и евангельский сюжеты сопоставлены еще и в другом значении. Оба они – о приходе в мир людей, предназначенных всю свою жизнь служить Богу.