Творчество самобытного художника, поэта и педагога Александра Николаевича Волкова относится к особому явлению в искусстве первой половины ХХ века – «туркестанскому авангарду». Волков родился в городе Новый Маргелан (нынешняя Фергана) в Узбекистане. Окончив Оренбургский кадетский корпус в 1905 году, поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, но после двух лет учебы оставил его для занятий живописью в Высшем художественном училище при Академии художеств у В.Е. Маковского, затем в мастерской М.Д. Бернштейна, где преподавали Н.К. Рерих и И.Я. Билибин, а продолжил занятия в Киевском художественном училище у художника-монументалиста Ф.Г. Кричевского. Вернувшись в 1916 году в Среднюю Азию, он поселился в Ташкенте, где прожил почти 40 лет, до конца жизни.
Волков был дважды женат. Первый брак с Марией Ильиничной Таратуниной, певицей и художницей, окончился трагически: она умерла от сибирской язвы в Ташкенте в 1925 году. Волков вспоминал: «Это была редкая женщина. Одна из красивейших женщин во всех отношениях. Ярая защитница моей живописи. Сутками сидела и смотрела на мою живопись». Вскоре, в 1926 году, Волков создал новую семью – женился на Елене Семёновне Мельниковой (1901–1959).
Картина относится к жанру «групповой портрет в интерьере». Изображены вторая жена художника Елена Семёновна с двумя их сыновьями – Валерием (1928–2020) и Александром (род. 1937). Три фигуры объединены в круговую композицию, вписанную в гармонизирующий, почти квадратный формат холста, и это должно, по мысли художника, говорить о единении, внутренней близости и теплоте семейного круга. В центре находится младший сын Саша, сидящий на коленях у старшего брата Валерия. Фигура матери в старинном кресле акцентирована ярко-красной блузой, цвет которой уравновешивается более светлым тоном красной драпировки слева вверху. Взгляды юноши и матери устремлены на мальчика в синей рубашке, которая по цвету перекликается с платком на голове матери. Этот мальчик, с книжкой в левой руке и карандашом в правой, – единственный, кто смотрит на зрителя. Интерьер комнаты украшен двумя картинами на стенах. Оба сына А.Н. Волкова пошли по стопам отца, став талантливыми художниками и продолжив творческую династию.