Голубкина Анна (1864-1927)
Портрет Л.И. Сидоровой
1906
Размер - 42,2 x 35,2 x 32
Материал - мрамор
Инвентарный номер - Инв.4037
Дар А.А. Карзинкина, Москва. 1910
Анна Семёновна Голубкина – крупнейший скульптор конца XIХ – начала ХХ века, выдающийся мастер портрета, автор книги «Несколько слов о ремесле скульптора». Она стала первой женщиной-скульптором, получившей европейское образование.
Портретная скульптура занимала одно из центральных мест в творчестве Голубкиной. Скульптор не только пластически точно передавала облик, но и утверждала красоту человека как духовную ценность. Поэтому высокий внутренний строй ее произведений оставлял у современников особое впечатление, не зря ее называли Сивиллой. Искусствовед Е.Б. Мурина писала, что Голубкина «почти мучительно ощущала ответственность художника перед людьми и понимала скульптуру как могущественную форму утверждения человека и человечности». В собрании Третьяковской галереи находятся уникальные произведения, выполненные Голубкиной в гипсе, дереве, мраморе, бронзе. В работах отражены новые тенденции времени, ярко демонстрирующие творческие искания автора, ее пластический метод и темпераментную манеру исполнения.
Изображена Лидия Ивановна Сидорова (1849–1928), соседка Голубкиной в ее родном городе Зарайске. Портрет был исполнен по модели в гипсе 1906 года. Первоначально скульптор разрабатывала образ в глине, переводила бюст в гипс, а затем обращалась к мрамору. Современники отмечали, что Голубкина «любила жидкую мокрую глину и старалась в этом качестве материала начать и закончить работу». Воплощая портрет в твердом материале (мраморе), она с присущим ей мастерством достигала ощущения живой непосредственности и динамичности изображенного момента в жизни модели. В портрете Сидоровой поверхность мрамора «взволнована» легкой рябью складок и морщин пожилого лица, причем вся эта сложная игра фактуры пронизана единым движением, как бы подчинена душевному порыву. Скульптор, близко знакомая со своей соседкой, достигла не просто сходства, но и передала внутреннее состояние модели, представив образ самоуверенной женщины. В этом портрете автором применена сложная динамическая диагональная композиция, напоминающая волну.