В поздний период своего творчества скульптор Дмитрий Филиппович Цаплин обратился к актуальным темам современности в масштабных произведениях из дерева. Фигуры «космической» серии его работ, созданной в 1960-е годы, вероятно, под впечатлением от исторического полета Юрия Гагарина, достигают трехметровой высоты и значительно превышают ее. К ним относятся скульптуры «В космос!» и «Из космоса» («Возвращение на Землю»), ставшие визуальной метафорой освоения внеземных пространств, а также женская фигура под названием «Я – Земля, я своих провожаю питомцев». Последняя из скульптур представляет собой аллегорический образ Земли, которая с верой и надеждой отправляет своих сыновей и дочерей в неизведанный мир космоса.
В вытянутых пропорциях композиции под названием «В космос!» Цаплин передал ощущение преодоления сил земного притяжения, устремления к космическим высотам, в будущее. Здесь скульптор отходит от присущей многим его работам утяжеленности форм и демонстрирует динамизм и визуальную легкость объемов. Тщательная шлифовка поверхности рождает ассоциацию с объятием космического мрака и холода. Скульптору удалось воплотить в зримом образе собственную фразу: «Человек, уходящий в космический холод, трагически красив».
Идея освоения человеком Вселенной нашла отражение в творчестве многих художников в 1960-е годы, однако символистское решение этой темы в работах Дмитрия Цаплина занимает особое место в советском искусстве. Тяготение скульптора к масштабным композициям в последнее десятилетие его жизни было вполне естественным. На склоне лет мастер, который был монументалистом по складу своего дарования, тяжело переживал, что ему так и не удалось воплотить в жизнь ни одного памятника. На протяжении всего творческого пути Цаплин вынашивал идеи синтеза скульптуры и архитектуры, создавая проекты, судить о художественных достоинствах которых сегодня представляется возможным только по архивным фотографиям.