Караван в горах
Патрон шедевра
Волков Александр (1886-1957)
Караван в горах
1946-1956
Размер - 20 x 29
Материал - картон на фанере
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-4048
Приобретено у А.А. и В.А. Волковых, сыновей художника, Москва. 1990
Судьба художника и поэта Александра Николаевича Волкова, этнического русского, родившегося и бóльшую часть жизни прожившего в Узбекистане, уникальна. Его называли «русский туркестанец», ведь за долгие годы он глубоко сроднился с этой землей, восточная тематика стала главной в его творчестве. За десятилетия он прошел длительную эволюцию: от интереса к эстетике символизма, влияния М. Врубеля, обращения к кубофутуризму до поисков в области новой предметности 1930–1950-х годов в русле обновленной фигуративности.
В поздний период творчества (начиная с 1940-х), к которому относится «Караван в горах», Волков обратился к «нейтральному», не программному пейзажу, как к чистой музыке, свободной от социальной составляющей. На переднем плане картины мы видим тропу среди гор с красноватыми, желтоватыми и снежно-синими вершинами, которые простираются до горизонта. По тропе движется караван из четырех верблюдов, ведомых мехаристом (погонщиком) с посохом в руке. Образ каравана – один из основополагающих в творчестве Волкова. Вечные небеса над ним и беспредельное пространство вокруг, и в этом пространстве человек, отдающийся во власть божественного. В поздние годы жизни художник выработал новый метод живописи, для которого характерен свободный, словно летучий мазок и обострившаяся цветовая чувствительность. В работе пожилого мастера поражает экспрессия ударов кисти и мазков, обилие тонов и полутонов, что, весьма вероятно, должно передавать ощущение присутствия в этом пейзаже неких тайных сил мироздания.