У фонтана
Патрон шедевра
Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
У фонтана
1906
Размер - 66,5 x 105,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-693
Приобретено у С.К. Пхакадзе. 1968
Начало 1906 года художник встретил в Риме, откуда отправился на юг Италии, но к концу марта вернулся в Петербург, где в Передвижном театре состоялась премьера спектакля по его пьесе «Жертвенные». Публика принимала спектакль благосклонно, но критики порицали автора за «декадентскую невнятность и символистскую напыщенность». Отмечая незаурядную одаренность Кузьмы Петрова-Водкина, режиссер постановки Павел Гайдебуров вспоминал, что пьеса была слишком необычной по форме и философскому содержанию, без занимательной внешней интриги, но продержалась в репертуаре два сезона и была показана в Вологде, Саратове, Томске и на юге России. В конце апреля – начале мая художник уехал в Париж, где посещал школу Филиппо Коларосси. Одновременно, вдохновленный успехом первой пьесы, он продолжал работу над второй – «Звенящий остров», в духе Мориса Метерлинка. Тогда же начал работу над несколькими картинами, среди которых была и «У фонтана». Вскоре, в июне, он познакомился со своей будущей женой, в ноябре состоялась их свадьба, живописца увлекли другие замыслы, и картина осталась незавершенной.
Это одно из немногих ранних произведений Петрова-Водкина символистского периода в фондах Третьяковской галереи. Группа девушек в разноцветных тогах, взявшись за руки, кружат в хороводе вокруг небольшого водоема. На фоне розовых гор и оранжевого закатного неба на старом кряжистом дереве распускаются белые цветки, ими усыпана земля на первом плане. Неслышный хор девушек будто бы воспевает союз земли, воды, неба и первого цветения весны. В те годы художник находился под большим воздействием неоклассических тенденций. «В обход Лувра и новейших течений я трусливо, словно из-под полы, любовался Пювисом де Шаванном», – признавался он позже. Несомненное влияние оказывали работы Мориса Дени. О картинах этого времени можно сказать, что автор словно побуждает зрителя прочувствовать простую сцену как сложную, «как внешнюю оболочку таинственной жизни, как зрелище жреческого ритуала или древнего обряда». Исследовательница Наталия Адаскина отмечала, что «появившийся в парижский период мотив женщин у воды пройдет у Петрова-Водкина через десятилетия творчества, отражая его эволюцию».