Скульптор Анна Голубкина известна как мастер портрета и создатель ярких мифологических образов, одна из самых талантливых учениц крупнейшего французского скульптора Огюста Родена.
В 1910-е годы А.С. Голубкина создавала портреты своих современников ‒ писателей, философов, деятелей культуры, близких по духу, интересных характером или особенным художественным восприятием мира. Так, ее внимание привлек Александр Владимирович Назаревский – хранитель Музея изящных искусств Александра III, искусствовед, блестящий оратор. В 1910-х художница посещала его публичные лекции в экспозиционных залах будущего музея. В 1911 году она исполнила несколько портретов ученого.
А.В. Назаревский окончил историко-филологическое отделение Московского государственного университета. Он был необыкновенно эрудирован в вопросах истории искусства и хорошо осведомлен в области новейших течений западного искусствознания. Его лекции пользовались большой популярностью среди московской публики. Будучи доверенным лицом и ближайшим учеником И.В. Цветаева, он принимал большое участие в развитии музея в 1910-х годах.
В этом произведении Голубкиной удалось продемонстрировать подлинное мастерство психологического портрета. В образе Назаревского сочетаются противоречивые стороны сложной личности персонажа. Современники признавали удивительную реалистичность этой работы. В облике героя ясно прочитываются острота ума и мощь физической натуры. Несмотря на крупные объемы, фигура отмечена некоторым изяществом. Взгляд направлен в сторону, а голова слегка откинута. Портретируемый будто излучает самодовольство и некоторое превосходство перед зрителем.
Этот портрет был показан на персональной выставке А.С. Голубкиной 1914–1915 годов в Музее изящных искусств. Весь доход, полученный от проданных билетов, фотокарточек и слепков со скульптур, по воле автора был передан в помощь пострадавшим в Первой мировой войне.
Произведение поступило в собрание Третьяковской галереи в 1952 году из Музея-мастерской А.С. Голубкиной.