Солнце. Крым. Козы
Патрон шедевра
Фальк Роберт (1886-1958)
Солнце. Крым. Козы
1916
Размер - 82,5 x 104,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.4391
Приобретено у автора. 1920
Творческий путь Роберта Фалька отличался сложной внутренней эволюцией: молодость, связанная с первым объединением русского авангарда – обществом «Бубновый валет», неопримитивизмом, сезаннизмом и кубизмом; поворот «к старым мастерам» в начале 1920-х; парижское десятилетие (1928–1937), отмеченное «возвратным импрессионизмом» и экспрессионистскими тенденциями; поздний период, вобравший опыт предшествующих лет. В 1950-х, в период оттепели, творчество Фалька стало для молодых неофициальных художников мостом, ведущим к настоящим живописным традициям – французскому искусству и русскому авангарду – через пропасть изоляции, куда волей государства была ввергнута отечественная культура.
О своей бубнововалетской живописи Фальк писал: «В этот период я любил яркие, контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры, даже подчеркивал их темной краской. <...> В какой-то мере я отдал дань кубизму: многие вещи мои того времени отличаются сдвигами формы». В этот период Фальк пишет и портреты, и обнаженную натуру, и натюрморты, причем в эти годы уже вполне складывается его собственная поэтика каждого из жанров.
Многие важнейшие работы Фалька середины 1910-х годов написаны в Крыму. Пейзаж «Солнце. Крым. Козы» – произведение зрелого «бубнововалетского» стиля Фалька, отражающее и общее для «валетов» движение от декоративного кубизма к сезаннизму во второй половине 1910-х годов, и нечто характерное именно для Фалька – интерес к свету. Здесь царит наполненное светом пространство – в отличие от того ярого пафоса материи, которым поражали холсты Ильи Машкова и Петра Кончаловского. В связи с этой работой Фальк говорил, что чуть не ослеп, когда смотрел «прямо в лицо солнцу». Кажется, сила солнечного сияния, пропущенная сквозь кубистическую призму, превращается в динамичные цветовые блоки, которые сдвигают земные формы, заставляют отклоняться и «звенеть» кроны кипарисов. Можно вспомнить слова французского живописца Робера Делоне: «Свет все деформирует, все разбивает…» В сущности, Фальк дает здесь свой вариант работы со светом, но остается в рамках все того же умеренного кубизма.