Иванов Александр (1806-1858)
Проповедующего в притчах Христа хотят схватить первосвященники и фарисеи. Эскиз росписи стены
Конец 1840-х – 1858
Размер - 74,3 x 73,5
Материал - бумага
Техника - акварель, графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.8565
Поступило из Государственного Румянцевского музея. 1927
Лист из графического цикла «Библейские эскизы», над которым Александр Иванов работал в последнее десятилетие своей жизни. По замыслу художника, эскизы предназначались для будущего воплощения их в настенных росписях особого общественного здания, не церкви. Главная тема росписей – жизнь и деяния Христа. Евангельские сюжеты должны были занимать центральные поля каждой стены. Вокруг планировались близкие по смыслу изображения ветхозаветных, исторических и мифологических сцен, а также библейские тексты. Композиции складывались в сложную систему параллелей, взаимосвязей и сопоставлений.
Одну из стенных росписей задуманного здания Александр Иванов планировал посвятить проповедям Христа, обличающим иудейских начальников – первосвященников и фарисеев. Христос считал их недостойными вождями, лжепророками и лжеучителями своего народа. Обличительные притчи Христос произносил в Иерусалимском храме в последние дни своей земной жизни. Первосвященники и фарисеи понимали, что Христос говорит о них, и хотели схватить его, но боялись народа, который считал Христа пророком и слушал его неотступно. Сцена «Проповедующего в притчах Христа хотят схватить первосвященники и фарисеи» должна была стать центральной композицией стенной росписи.
Вверху и внизу планировались фризы с изображениями, последовательно иллюстрирующими три притчи Христа: о двух сыновьях, о злых виноградарях и о брачном пире. Этими притчами Христос говорил о мнимых праведниках и раскаявшихся грешниках, которые более достойны Царства Божия; о долготерпении Бога и его попечении о еврейском народе, начальники и учителя которого развратились, избивали пророков, посланных для их вразумления, и замыслили расправу над Сыном Божиим; о грядущем призвании язычников и участи иудеев, не пожелавших раскаяться и начать новую жизнь.