Церковь в лиловом
Патрон шедевра
Фальк Роберт (1886-1958)
Церковь в лиловом
1911–1912
Размер - 88,5 x 104
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1213
Приобретено у А.В.  Щекин-Кротовой, вдовы художника, Москва. 1989
Творческий путь Роберта Фалька отличался сложной внутренней эволюцией: молодость, связанная с первым объединением русского авангарда – обществом «Бубновый валет», неопримитивизмом, сезаннизмом и кубизмом; поворот «к старым мастерам» в начале 1920-х; парижское десятилетие (1928–1937), отмеченное «возвратным импрессионизмом» и экспрессионистскими тенденциями; поздний период, вобравший опыт предшествующих лет. В 1950-х, в период оттепели, творчество Фалька стало для неофициальных художников мостом, ведущим к настоящим живописным традициям – французскому искусству и русскому авангарду – через пропасть изоляции, куда волей государства была ввергнута отечественная культура.
Во время обучения в Училище живописи, ваяния и зодчества Фальк подружился с Михаилом Ларионовым, Ильей Машковым, Петром Кончаловским, Александром Куприным, Аристархом Лентуловым. Эта группа стала ядром общества «Бубновый валет». Первую выставку «Бубнового валета» по праву можно считать первой авангардной выставкой в России. Она проходила с 10 декабря 1910-го по 16 января 1911 года в Москве, на Большой Дмитровке, 32, в торговом доме Левиссона. По воспоминаниям Фалька, выставка «была открыта чуть ли не в каком-то сарае, пол в опилках, картины без рам, сплошными рядами. Это была, конечно, “пощечина общественному вкусу”».
О своей бубнововалетской живописи Фальк писал: «В этот период я любил яркие, контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры, даже подчеркивал их темной краской. <...> В какой-то мере я отдал дань кубизму: многие вещи мои того времени отличаются сдвигами формы».
В пейзаже «Церковь в лиловом» (1912), изображающем церковь Ильи Пророка во 2-м Обыденском переулке, ракурсы, графическая острота и экспрессия, напряженное сочетание цветов – темно-синего неба, лилово-розовой церкви, черных силуэтов прохожих и бледной зелени деревьев, взметнувших к небу свои ветви, – создают ощущение тревоги, драматического восприятия города. У Фалька сдвиги, деформация не были знаками принадлежности к стилю, но проистекали из внутренней необходимости: «Я стремился сдвигами формы акцентировать эмоциональную выразительность».