Фальк Роберт (1886-1958)
Обнаженная. Крым
1916
Размер - 104 x 126
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-4474
Приобретено у А.В. Щекин-Кротовой, вдовы художника, Москва. 1991
Творческий путь Роберта Фалька отличался сложной внутренней эволюцией: молодость, связанная с первым объединением русского авангарда – обществом «Бубновый валет», неопримитивизмом, сезаннизмом и кубизмом; поворот «к старым мастерам» в начале 1920-х; парижское десятилетие (1928–1937), отмеченное «возвратным импрессионизмом» и экспрессионистскими тенденциями; поздний период, вобравший опыт предшествующих лет. В 1950-х, в период оттепели, творчество Фалька стало для молодых неофициальных художников мостом, ведущим к настоящим живописным традициям – французскому искусству и русскому авангарду – через пропасть изоляции, куда волей государства была ввергнута отечественная культура.
О своей бубнововалетской живописи Фальк писал: «В этот период я любил яркие, контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры, даже подчеркивал их темной краской. <...> В какой-то мере я отдал дань кубизму: многие вещи мои того времени отличаются сдвигами формы». В этот период Фальк писал и портреты, и обнаженную натуру, и натюрморты, причем в эти годы уже вполне складывалась его собственная поэтика каждого из жанров. В картине 1916 года «Обнаженная. Крым» под натиском мощной экспансивной формы, с трудом втискивающейся в прямоугольник холста, словно стремящейся развернуться и разрушить его, почти исчезает пространство – и здесь Фальк ближе, чем где-либо еще, к другим художникам «Бубнового валета». В этом отношении «Обнаженная. Крым» стоит несколько особняком в его творчестве, поскольку интерес Фалька к пространственной жизни формы, света и цвета выделяет его среди других художников этого объединения. Он говорил: «Нужно рисовать (и писать) не предмет, а пространственное явление, пластическое событие». Изображена возлюбленная художника Любовь Георгиевна Попеску. В Крыму, где разворачивался их роман, она познакомила его с бытом татарских аулов, в которых у нее было много друзей. Она знала татарский язык, пела, танцевала, плавала как дельфин, ездила верхом как цирковая наездница – так рассказывала о Любови Попеску со слов Фалька его вдова Ангелина Васильевна Щекин-Кротова. Спустя много лет Попеску разыскала Фалька в Париже – они стали добрыми друзьями. К парижскому периоду относятся более сдержанные ее изображения, далекие от крымского изобилия форм.