Салахов Таир (1928-2021)
Венеция
1987
Размер - 88 x 66
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-3351
Поступило от Министерства культуры СССР. 1989
В течение ряда лет на основании натурных рисунков и этюдов Таир Салахов создал обширную серию итальянских пейзажей. Среди них немало венецианских мотивов, широко представленных в собрании Третьяковской галереи. Демонстрируя индивидуальность восприятия и трактовки всемирно известных сооружений, художник неизменно находит для их изображения необычные ракурсы. Но еще чаще он бывает увлечен воплощением не парадных видов города, а камерных венецианских улочек и уголков, воспроизведением особенностей повседневного и неприукрашенного венецианского быта.
Работа Таира Салахова «Венеция» (1987) изображает узкий проход между домами, ведущий к каналу и демонстрирующий тесную венецианскую застройку. Художник использует принцип композиционного построения через кулисы переднего плана, что позволяет придать изображенному пространству ярко выраженную глубину. Боковые стены зданий – неокрашенные, с осыпавшейся штукатуркой и обнажившимся кирпичом – составляют резкий контраст с парадными фасадами, выходящими на канал. Фасады венецианских домов гладкие, лишены тяг или рельефных украшений, но необыкновенно выразительны за счет яркой полихромной окраски, а также разнообразия форм и сложного асимметричного расположения окон, иногда образующих на каждом этаже свой ритмический строй. Фрагмент такого типичного венецианского здания изображен в центре работы Таира Салахова. Дом предельно декоративен благодаря сочетанию насыщенной красно-кирпичной краски, покрывающей гладкие стены, и белоснежных наличников, которые оформляют входы в дом, оконные проемы, балконы с балюстрадой. Примечательны окна дома, отличающиеся в пределах одного здания размерами и формой – от маленьких квадратных до больших стрельчатых и с полукруглым завершением. Над крышей дома возвышается характерный для Венеции, выведенный на фасад большой каминный дымоход, напоминающий в верхней части перевернутый конус с крышкой.
Несмотря на то что изображенный Таиром Салаховым день пасмурный и сумеречный, интенсифицированные художником насыщенные, плотные краски горят и сияют, отражая своеобразный быт города с его любовью к роскоши и праздникам.