Салахов Таир (1928-2021)
Венеция
1979
Размер - 50,5 x 69,5
Материал - картон
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-3035
Дар Союза художников СССР. 1983
Таир Салахов, посетивший во время своих зарубежных командировок множество стран и городов, выделяет Венецию и дает ей такую характеристику: «Неповторимый для художника город, где не надо искать удачный мотив или ракурс, где каждый уголок интересен, каждое место знаковое». Поэтому среди его венецианских пейзажей, изображающих великолепные дворцы, храмы и площади знаменитого города, немало мотивов, воспроизводящих простые жилые дома с их очень тесной застройкой и расположением вплотную к воде.
Примером может служить написанная в 1979 году «Венеция», на первом плане которой – неширокая набережная с «обязательными» для этого города голубями, далее узкая полоска канала со скользящей по его поверхности гондолой, затем вереница домов. Пространственные планы выстраиваются один за другим, строго по горизонтали, почти параллельно нижнему краю картины, и это линейное движение, дополненное плывущей гондолой, словно раздвигает границы живописной поверхности.
Главное, чем отличается этот простой мотив, – невероятное богатство живописи, в основе которой лежит натурная полихромность яркой окраски домов, многообразие их фасадов и крыш, обилие и разные формы оконных и дверных проемов, разноцветные ставни на окнах, сложные и густые тени на освещенных солнцем поверхностях. Живописности добавляют и следы времени в виде осыпавшейся местами штукатурки и проявившегося из-под нее кирпича, из которого строились все дома Венеции. Краски Таира Салахова чисты и светоносны, они повторяют теплые красные, зеленые, охристые цвета знаменитой венецианской школы, которая выделялась виртуозной передачей красочного богатства мира, преобладанием живописных начал, особым интересом к колористическим исканиям. Эти черты стали отражением особенностей венецианской культуры, которую во многом определяли пышные и яркие карнавалы.
В созданных Таиром Салаховым пейзажах Венеции, многие из которых хранятся в собрании Третьяковской галереи, проявляется удивительная способность художника к живому восприятию и творческому переосмыслению другой культуры, умение воспроизвести неизменное венецианское настроение красочного праздника, которое ощущается даже в простом мотиве.