Салахов Таир (1928-2021)
Мечеть в Нардаране
1980
Размер - 60 x 50
Материал - картон
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-3309
Поступило от Министерства культуры СССР. 1982
Значительное место в творчестве Таира Салахова занимали мотивы родного для него Азербайджана, чьи национальные святыни – древние мечети и минареты вдохновляли особой атмосферой и колоритом, живым дыханием истории. Неоднократно воплощая их в живописи, художник не только проявлял неподдельную искренность и восхищение сдержанной выразительностью национальной архитектуры, но и демонстрировал своеобразное восприятие и трактовку ее памятников.
Изображение нардаранской мечети и стоящего рядом минарета укрупнено, фрагментировано и максимально приближено к зрителю. Лучи яркого южного солнца также акцентируют внимание на лаконичных формах мечети, гладкие стены которой скупо декорированы небольшими пилястрами, а барабан купола – четырьмя окнами. Минарет, возведенный лишь до половины, составляет 16 метров в высоту и тоже отличается простыми геометризованными формами, лишенными архитектурного декора.
Художник внимательно прослеживает сочленения архитектурных объемов и форм, выявляет яркие контрасты света и тени, мастерски передает сложные соотношения цвета и тона. Свои наблюдения натуры он воплощает в выраженной конструктивности композиционного и пространственного решения; большими цветовыми плоскостями, сочетающимися с удлиненными мазками; колористической гаммой, основанной на нюансах и рефлексах двух основных цветов. Охра передает золотистый цвет апшеронского известняка, из которого выложены стены мечети и минарета, а плотный голубой воплощает чистоту и глубину неба. Насыщенными темными оттенками художник воспроизводит купол мечети, оконные проемы, контрастные тени. Их четкость и интенсивность добавляют изображению конструктивность и ритмизованность.
Нардаранская мечеть была построена в конце XIX века и в атеистические советские годы использовалась как складское помещение. Именно в этот период Таир Салахов запечатлел ее на своем натурном этюде, воспроизведя лишь первоначальные формы и назначение культового сооружения. В своем философском отношении к жизни художник словно подчеркивает, что социально-политические условия не властны над извечными нравственными и духовными ценностями.