«Мардакянская башня» Таира Салахова принадлежит к числу произведений, в которых прослеживается автобиографическая линия, связанная с национальной культурой и традициями. Будучи уроженцем Баку, художник тонко и глубоко чувствовал вневременную красоту и сдержанную выразительность архитектурных памятников родной для него азербайджанской земли и находил для их изображения необычные ракурсы, индивидуальные приемы и формы.
Вид на башню, являющуюся центральным сооружением старинного замка-крепости, открывается через узкий проход между домами, которые образуют почти сплошную одноэтажную застройку поселка Мардакян. Расположенный недалеко от Баку, он знаменит своим дендрарием, разбитым по инициативе знаменитого советского ученого Николая Вавилова, домом-музеем Сергея Есенина, который в Мардакяне написал некоторые стихотворения из цикла «Персидские мотивы», и двумя замками эпохи Ширваншахов.
Таир Салахов изобразил 22-метровую башню-донжон Четырехугольного, или Большого замка. По мнению многих исследователей, она была сооружена в XII веке и воплотила основные черты ширвано-апшеронской архитектурной школы: скупой архитектурный декор гладких стен из обтесанных каменных блоков, использование местного апшеронского известняка, который со временем приобретает охристо-золотистый оттенок.
Этот цвет определил колористическое решение картины – лаконичное и сочетающее охру древних стен с яркой голубизной неба и прозрачных легких теней. Напряженность и контрастность колориту придают редкие вспышки белил, воплощающие ослепительное южное солнце, и почти черный цвет, которым художник смело очерчивает силуэты и выделяет конструктивные особенности построек. Контурный рисунок формирует структуру композиции картины, выстраивает пространство, сообщает ему геометрическую выверенность.
Аскетичный колорит и строгая конструктивная определенность олицетворяют монолитность и величие древней архитектуры. Для ее живописного воплощения Таир Салахов использовал особую стилистику, в которой восточная сдержанность дополняется лаконизмом «сурового стиля», одним из лидеров которого был художник.