Большой канал Венеции, или Гранд-канал, является не только главной, проходящей через весь город транспортной артерией, но и сосредоточием уникальной архитектуры, формирующей неповторимый облик Венеции. Таир Салахов, создавший обширную серию итальянских пейзажей, многие из которых хранятся в собрании Третьяковской галереи, не обошел вниманием ни этот город, ни одну из главных его достопримечательностей.
Вход в Большой канал из Венецианской лагуны открывает городская соборная церковь Санта-Мария-делла-Салюте, возведенная в XVII веке. Шесть капелл храма, две башни-кампанилы (колокольни), главный фасад, выполненный в виде триумфальной арки, богатый барочный декор делают это сооружение одним из красивейших в Венеции. Но главное его украшение и признак – это огромный, 60-метровый купол, который парит над Венецианской лагуной и Гранд-каналом. Этот купол, которому вторит меньший, воздвигнутый над алтарем церкви, стал композиционной доминантой в работе Таира Салахова «Венеция. Большой канал».
Воспроизводя понравившийся венецианский мотив, художник поставил перед собой непростую творческую задачу – изображение контражуром, против света. В результате появился общий, достаточно темный силуэт, в котором слились в одно целое вырастающие прямо из воды венецианские дома, купола и башни Санта-Мария-делла-Салюте. Тем не менее в плотности и обобщенности этого силуэта различимы вспышки красного, зеленого, охристого цвета, создающие колористическое богатство живописи. Единый темный тон архитектуры особенно контрастно выделяется на фоне светящегося голубого неба и яркой бирюзовой воды Гранд-канала, по которому скользят гондолы, легко узнаваемые в своих изящных очертаниях.
Хранящаяся в собрании Третьяковской галереи работа Таира Салахова «Венеция. Большой канал» является не только выразительным живописным образом одного из самых знаменитых городов мира. Художнику удалось воплотить уникальный венецианский синтез воды, неба и архитектуры, создать, по сути, эмблему Венеции.