«Веранда» Таира Салахова входит в число произведений, связанных с апшеронской темой, которая утвердилась в его творчестве после приобретения дома в Нардаране – небольшом рыбацком поселке на Апшеронском полуострове. Дом на берегу Каспия дал художнику возможность постоянного и непосредственного контакта с переменчивой стихией моря, которое долгие годы оставалось властителем его дум и чувств, источником вдохновения и творчества.
«Веранда», изображающая часть дома и сада Таира Салахова, приоткрывает зрителю дверь в приватный, семейный мир художника – мир светлый, уютный и гармоничный, несмотря на то что земля Апшерона – суровая и скалистая, с частыми сильными ветрами, раскаленными песками и редкой растительностью. Оазис на берегу моря за невысокой каменной стеной создан во многом руками Таира Салахова. Так, изображенные на переднем плане розовые кусты и стоящее вдали деревце айвы было посажено самим художником.
Темная, плотная зелень южных растений дает густую тень и своими свободными очертаниями заостряет строгий ритм и геометрически выверенную конструкцию дома. Его выбеленные стены кажутся ослепительными в ярких солнечных лучах, а лежащие на белом легкие прозрачные тени сотканы из множества светлых оттенков. Цветовыми акцентами в изображении становятся видимая на горизонте узкая полоска моря интенсивного изумрудного цвета и характерная для картин мастера небольшая красная деталь – стул, на котором любила сидеть, вглядываясь в безбрежную морскую даль, мама художника – Сона ханум, человек нелегкой и удивительной судьбы.
Мотив веранды с красным стулом встречается в творчестве Таира Салахова неоднократно. В собрании Государственной Третьяковской галереи находится еще две подобные работы –
«Утренняя веранда» (1980) и
«Агава» (1984). Их отличает удивительное чувство гармонии, сочетающей четкие геометрические объемы строений со свободными растительными формами, легкие прозрачные оттенки цвета – с насыщенными и плотными, кажущийся незамысловатым мотив – с романтичностью и многозначностью.