Салахов Таир (1928-2021)
Мексиканская коррида
1984
Размер - 180 x 210
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-2129
Дар Союза художников СССР. 1984
Мексиканская коррида» Таира Салахова – одно из самых выдающихся и узнаваемых произведений не только в творчестве художника, но и в истории отечественного искусства второй половины ХХ века. В этой работе эмоциональная насыщенность и психологическая напряженность органично сочетаются с характерными для автора приемами художественного обобщения, свидетельствующими о его стремлении к монументализации и выразительности живописного образа.
Воплощая свои впечатления от поездки в Мексику в 1968 году, к теме корриды художник возвращался неоднократно с 1960-х по 2000-е годы. Энергичная и темпераментная реакция на увиденное позволила создать произведение, отличающееся внутренним динамизмом и образной драматургией.
Идя по пути максимального обобщения, Таир Салахов использует крупные планы и условные пространственно-перспективные построения, геометрически четкие объемы и скупую деталировку, контурный рисунок и выразительные силуэты. Композиция, закрученная вокруг фигуры падающего быка, организована и ритмизована большими локальными цветовыми плоскостями. Напряженная колористическая гамма, состоящая из трех основных красок – белой, черной и красной, – дополнена и смягчена светло-охристыми оттенками. Активность цвета, его эмоциональная насыщенность придают композиции своеобразную торжественность и монументальную ясность, подчеркивают ее конструктивность и стилистическую определенность.
Очевидно умение Таира Салахова с безошибочной интуицией постичь характер мексиканцев, воплотив стихию чувств и темпераментность всех участников корриды – тореро, раззадоривающего быка своим плащом, бандерилеро, вонзающего в спину животного цветные палочки, и, конечно, многочисленных зрителей, выразительный образ которых художник остроумно создает, изображая лишь сомбреро – шляпы с высокой конусообразной тульей и закругленными вверх краями широких полей. Из натурной конкретности и жизненных реалий Таир Салахов извлекает самое существенное и характерное, обращается к почти символической трактовке художественного образа, приобретающего знаковый характер.