Волков Александр (1886-1957)
Чайханы старого города
1926
Размер - 97 x 97
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-2761
Приобретено у А.А. и В.А. Волковых, сыновей художника, Москва. 1984
Александр Николаевич Волков – художник яркого, индивидуального дарования, чье творчество принадлежит двум культурам - узбекской и русской. Этнический русский, он родился, жил и работал в Узбекистане. В 1920-хгодах он был самым известным в Ташкенте художником, а в 1927 стал одним из организаторов и вдохновителей объединения художников-новаторов «Мастера Нового Востока». Преподавая много лет в Ташкентском художественном училище, он стоял у истоков советской станковой живописи в Узбекистане. Чайханы – одна из любимых тем Александра Волкова. В 1925-1926 годах художник создал целые серии живописных и графических «чайхан», «базаров», «кишлаков», плотно населенных разнообразным людом. В многофигурной композиции «Чайханы Старого города» колоритно передана повседневная жизнь шумного восточного селения. Для организации пространства картины Волков использовал принцип многоярусности построения. Вся композиция ритмически членится клетками айванов с чайханами, заполненными людьми (айваны - открытые галереи с плоскими покрытиями, поддерживаемыми колоннами). В центре полотна – узкая улочка-щель, по которой с трудом протискивается караван с двумя верблюдами. Ковровая заполненность поверхности картины, соответствующая законам условной перспективы восточной миниатюры, передает ощущение большой скученности и плотности жизни восточного города. Художником подчеркнута теснота и кривизна улочки и всех построек. Люди показаны и группами, и отдельными фигурами, но не как безликая толпа. Все изображенные взаимосвязаны действиями, взглядами, реакциями: продавец и покупатель, чайханщик и посетитель, горожане и степняки (гости с караваном), семейная группа с детьми на переднем плане (отец с сыном, две женщины в чадре). Яркость контрастных цветных человеческих фигур сочетается с легкостью золотистых балок айванов, крытых янтарными циновками.
Период творчества А.Н.Волкова середины 1920-х годов отмечен переходом от авангардных экспериментов 1910-х – начала 1920-х годов к новой фигуративности. Прежние приемы геометризации и членения пространства органично соединяются теперь с жизнеподобием форм и способствуют созданию традиционных этнических образов.