Фальк Роберт (1886-1958)
Натюрморт с негритянской скульптурой
1944
Размер - 63,8 x 53,5
Инвентарный номер - ЖС-1075
Приобретено у А.В. Щекин-Кротовой, вдовы художника, Москва. 1975
Роберт Рафаилович Фальк - фигура значительная и даже легендарная в истории русской живописи ХХ века. На пройденном им бескомпромиссном пути в искусстве он был далек от суетных поисков успеха, а искал прежде всего творческих достижений и открытий. Ученик Серова и Коровина, он смело окунался в живописные эксперименты вместе с соратниками по «Бубновому валету», а позже возвращался к наследию старых мастеров. Девять с половиной парижских лет принесли ему творческую свободу и успех. Последние 20 лет жизни он провел в Москве и был всецело погружен в работу, приносившую ему счастье.
«Натюрморт с негритянской скульптурой» относится к позднему периоду (1940-1950-е годы) творчества Фалька, отмеченному зрелостью и мастерством. Особенность натюрмортов художника заключается в одушевленности предметов, которые словно бы живут на полотне, пластически взаимодействуя друг с другом и с окружающей средой. Известно, что Фальк подолгу выстраивал свои натюрмортные постановки, придирчиво и постепенно, по мере созревания творческого замысла, подбирал предметы, причем важнейшую роль в выборе играл цвет. Все три предмета данной постановки были обнаружены и временно позаимствованы художником в домах его знакомых: негритянская скульптура из черного эбенового дерева – у переводчицы Л.И. Бродской, старинная фарфоровая чашечка ярко-кораллового цвета – у поэта И.Л. Сельвинского, алый стеклянный графинчик – у первой жены Е.С.Потехиной. «Теперь они могут беседовать» – передавала слова Фалька его последняя жена А.В. Щекин-Кротова. Поместив героев натюрморта в затененной части мастерской, художник в течение почти целого года писал «зловещую “группу заговорщиков” – густо, плотно, добиваясь “драгоценной живописи”».
Картина пронизана особой драматургией, внутренним напряжением. В ней происходит борьба за самостоятельность каждого из трех самоценных, очень выразительных предметов, которым грозит опасность быть затянутыми в темную глубину окружающего их пространства. Изолированность каждого героя подчеркнута «отчеканенностью» его формы. Чистый красный, насыщенный черный словно вырываются из серо-черной среды, торжествуя и обретая независимость. Эта метафоричность и философичность натюрморта отмечена исследователями творчества художника. Современниками работа воспринималась настороженно, некоторые видели в ней «какой-то заговор», «мистику», отговаривали художника от показа ее на выставках. «Натюрморт с африканской скульптурой» признан шедевром живописи Фалька.