Фальк Роберт (1886-1958)
Москва. Улица Горького
1956
Размер - 64,6 x 86
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-2521
Приобретено у А.В. Щекин-Кротовой, вдовы художника, Москва. 1984
Картина относится к позднему периоду творчества выдающегося живописца Роберта Рафаиловича Фалька; она создана за два года до его ухода из жизни. 1950-е – время расцвета мастерства художника и одновременно то время, когда его картины не выставлялись и не приобретались музеями, а имя обвиненного в «формализме» и «космополитизме» опального художника было известно главным образом лишь узкому кругу: его близким, ученикам, друзьям, знакомым друзей. В эти годы прерванной связи с современным ему зрителем Фальк не прекращал напряженную творческую работу.
Пейзаж написан в октябре 1956 года, накануне Октябрьских праздников. Запечатленный вид на центр Москвы – начало улицы Горького, Манежную площадь, Исторический музей и частично на Кремль – раскрылся перед художником с длинного каменного балкона на восьмом этаже дома № 9 по улице Горького (ныне Тверская). Квартира принадлежала известному физику-теоретику М.Б. Харитону и его семье, с которыми Фальк познакомился в этот же год. Известно, что художник любил писать городские пейзажи с балконов или из окон высоко расположенных квартир. Такой выбор был вынужденной мерой, поскольку, в отличие от Парижа, писать на улицах Москвы (и до войны, и после) можно было только по специальному разрешению от Союза художников, заверенному в милиции. Впрочем, как вспоминала вдова художника, и «бумажка не всегда спасала от усердных милиционеров, которые приглашали художника тотчас же “проследовать в отделение”, и настроение для работы пропадало».
Тему праздничного города Фальк разрабатывал в нескольких пейзажах и акварелях на рубеже 1940–1950-х. В этом мотиве его увлекала проблема красного цвета, который всю жизнь особенно волновал художника. Пейзаж написан в пасмурный день: именно такую погоду – «гамму серого дня», по собственному признанию художника, он предпочитал для работы, объясняя: «При солнце цвет для меня не вибрирует, не живет». Колорит картины построен на сочетании серебристо-серых оттенков воздуха и красного цвета флагов и транспарантов, украшающих дома в перспективе пустынной центральной улицы столицы.