Фальк Роберт (1886-1958)
Осенний пейзаж. Париж
1933-1934
Размер - 65 x 81
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-3333
Приобретено у А.В. Щекин-Кротовой, вдовы художника, Москва. 1986
Картина написана в один из самых интересных и плодотворных периодов творчества выдающегося живописца Роберта Рафаиловича Фалька – во время творческой командировки во Францию (1928–1937). На волне интенсивных художественных поисков Фалька тех лет и его интереса к задачам импрессионистического пленэра именно пейзажный жанр, в том числе городской пейзаж, вышел в его творчестве на первое место. Пейзажи Парижа – самая значительная часть французского наследия Фалька.
Впечатление от французской столицы, куда Фальк приехал зрелым 42-летним мастером в 1928 году, было очень ярким. Художника удивила многоликость города, о чем на склоне лет он написал в автобиографии: «Париж – это не город, а целая страна. Кварталы Парижа – это отдельные города, часто совсем не похожие ничем друг на друга. Париж так полюбился мне, что я <…> за 9 лет 13 раз менял квартиру, чтобы пожить в разных городах». Известно, что Фальк избегал изображения парадных, «открыточных» видов Парижа. Он выбирал для работы обычные, малоизвестные и малопримечательные улицы с их неброским шармом и живым ритмом городской жизни, в которых умел находить неповторимую привлекательность.
Одним из любимых пейзажных мотивов Фалька были парижские бульвары, кольцом которых охвачен город. В «Осеннем пейзаже» фрагмент бульварного или паркового массива с багряно-золотыми и зелеными круглящимися купами деревьев занимает всю нижнюю половину холста, придавая композиции устойчивость, в то время как диагонально уходящая в глубину улица слева позволяет избежать строгой статичности. Центр полотна отмечен высоким белым домом, а множество домов у горизонта сливаются с осенним пасмурным небом. Высокая точка зрения выбрана художником не случайно: он часто писал городские виды из высоко расположенных окон или с балконов многоэтажных домов. В этом случае выбор вызван желанием создать обобщенный панорамный образ города. Пейзаж наполнен ощущением широкого открытого пространства и пронизан созерцательно-поэтической атмосферой, свойственной лучшим работам мастера.