Фальк Роберт (1886-1958)
Черное озеро
1905
Размер - 44 x 54,2
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-4417
Приобретено у А.В. Щекин-Кротовой, вдовы художника, Москва. 1989
Живописец Роберт Рафаилович Фальк – фигура значительная и даже легендарная в истории русского искусства ХХ века. Пройдя школу Серова и Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и восприняв опыт импрессионистов, он в 1910-е годы вместе с единомышленниками по объединению «Бубновый валет» был занят поисками языка новой живописи, осваивал опыт Сезанна, французских фовистов и кубистов, а в 1920-е обратился к изучению наследия старых мастеров. Проведенные в Париже девять с половиной лет (1928–1937) принесли ему творческую свободу и признание. После тяжелого периода эвакуации в Самарканд в годы войны, последние 20 лет жизни художника прошли в Москве и были всецело посвящены работе, в которой он находил самое большое счастье.
Этюд «Черное озеро» – один из самых ранних пейзажных опытов Фалька. Произведение относится к периоду его учебы в школе К.Ф. Юона на Арбате, накануне поступления осенью того же года в МУЖВЗ. Сам художник в письме к Юону в поздние годы назвал это время своим «художественным детством». Работа позволяет судить об уровне профессиональной подготовки 19-летнего Фалька, позволившем ему поступить в одно из самых передовых художественных учебных заведений России.
Этюд написан весной 1905 года в городе Покров Владимирской губернии, где Фальк часто гостил у своего дяди, земского врача Иосифа Александровича Фалька. В Покрове в 1900-е были выполнены многие другие работы начинающего художника: портреты родственников и пейзажи, в том числе зимние. В выборе простого, типичного мотива – большое озеро с кулисой густых деревьев слева, лесистым берегом вдали и береговым выступом на переднем плане – автор следует традиции скромного, непритязательного, «серенького» пейзажа, распространенного среди мастеров «Союза русских художников». Натурный этюд конкретен, созерцателен и эмоционально сдержан. Основное внимание художника сосредоточено на трактовке водной поверхности, занимающей практически весь холст и перекликающейся по цвету и фактуре с небом в густых облаках. Работа написана в довольно свободной живописной манере: широким, плотным, выявленным мазком. Цветовая гамма пейзажа ограничена небольшим красочным диапазоном, передающим природный колорит запечатленного ландшафта.